Система привода тормозов служит для управления рабочими колесными тормозами.
2 - всасывающий коллектор двигателя;
3 - компрессор;
4 - предохранитель против замерзания;
5, 11 - датчики - сигнализаторы давления контуров;
6, 10 - ресиверы;
7 - регулятор давления;
8 - двойной клапан;
9 - указатель давления;
12 - краник слива конденсата;
13 - пневмораспределитель;
15 - пневмоусилитель (сервоцилиндр) тормозов переднего моста;
16 - двухмагистральный клапан контура I;
17 - датчик включения тормозов переднего моста;
18 - двухмагистральный клапан контура II;
19 - датчик включения тормозов заднего моста;
20 - пневмоусилитель (сервоцилиндр) тормозов заднего моста;
21 - тормозной кран
Работа пневмопривода тормозов В-160
Источником сжатого воздуха на погрузчике является компрессор 3 (рис.2.18). Сжатый воздух от компрессора поступает в предохранитель против замерзания 4, ручное включение которого при температуре ниже плюс 5 °C обеспечивает насыщение сжатого воздуха парами спирта и предотвращает замерзание конденсата в системе. Затем сжатый воздух поступает в регулятор давления 7, который автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе. После регулятора давления через двойной защитный клапан 8 воздух поступает в раздельные контуры привода тормозов.
Система привода тормозов - пневмогидравлического типа, включает в себя рабочий и аварийный приводы тормозов, каждый из которых состоит из двух независимых пневмогидравлических контуров.
Контур I рабочего привода тормозов переднего моста состоит из ресивера 10, расположенного в правом лонжероне рамы, с краником слива конденсата, нижней секции двухсекционного тормозного крана 21, двухмагистрального клапана 16, пневмоусилителя (сервоцилиндра) 15 и тормозных цилиндров 14.
При падении давления в ресивере до 0,45-0,5 МПа (4,5-5 кгс/см²) срабатывает датчик 11, включая в кабине световой индикатор (Н1) данного контура на сигнальном табло.
При срабатывании тормозов включаются фонари "стоп-сигнала" (Н3, Н4).
Контур II рабочего привода тормозов заднего моста погрузчика состоит из ресивера 6 в левом лонжероне рамы с краником слива конденсата, верхней секции тормозного крана 21, двухмагистрального клапана 18, пневмоусилителя (сервоцилиндра) 20 и тормозных цилиндров 1.
При падении давления в ресивере до 0,45-0,5 МПа (4,5-5 кгс/см²) срабатывает датчик 5, включая в кабине световой индикатор (Н2) данного контура на сигнальном табло.
Аварийный привод тормозов предназначен для остановки погрузчика в случае отказа рабочего привода тормозов.
Состав аварийного и рабочего приводов тормозов аналогичен за исключением того, что в аварийный привод вместо тормозного крана 21 входит пневмораспределитель 13 с ручным управлением.
Расторможенное состояние В-160
Перед началом движения погрузчика необходимо заполнить систему привода тормозов сжатым воздухом. Наполнение ресиверов контролируется по световым индикаторам на сигнальном табло.
Индикаторы должны погаснуть при достижении давления 0,5 МПа (5 кгс/см²), после чего можно начинать движение. Дальнейшее заполнение системы контролируется по манометру. При достижении давления 0,69 - 0,74 МПа (6,9 - 7,4 кгс/см²) наполнение системы прекращается.
Ресиверы заполнены сжатым воздухом под номинальным давлением. От ресиверов сжатый воздух подведен к секциям тормозного крана и пневмораспределителю.
Торможение погрузчика В-160
Торможение погрузчика с помощью рабочего привода осуществляется нажатием на педаль тормоза. Усилие, прикладываемое машинистом к педали, передается через систему рычагов к тормозному крану. При этом сжатый воздух, подведенный из ресивера 6 к верхней секции тормозного крана, поступает в пневмоусилитель тормозов заднего моста погрузчика. Одновременно из ресивера 10 через нижнюю секцию тормозного крана сжатый воздух поступает в пневмоусилитель тормозов переднего моста погрузчика.
Пневмоусилители срабатывают и поршни главных тормозных гидроцилиндров вытесняют жидкость в тормозные магистрали. Жидкость воздействует на цилиндры колесных тормозов и происходит торможение.
При растормаживании машинист отпускает педаль тормоза. В тормозном кране обе секции соединяются с атмосферой. Сжатый воздух из пневмоусилителей через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни пневмоцилиндров и главных тормозных гидроцилиндров пневмоусилителей возвращаются в исходное положение. Давление жидкости в цилиндрах колесных тормозов снимается и происходит растормаживание.
Таким образом, при торможении рабочим приводом одновременно работают два контура: контур I привода тормозов переднего моста и контур II привода тормозов заднего моста.
При повреждении одного из контуров другой остается работоспособным.
Аварийное торможение погрузчика В-160
Аварийный привод тормозов используется в случае отказа тормозного крана или привода тормозного крана.
Для аварийного торможения необходимо перевести рукоятку пневмораспределителя 13 (рис.2.18) назад. При этом сжатый воздух из ресиверов 6 и 10 через пневмораспределитель 13 поступает к двухмагистральным клапанам 16 и 18 и далее к пневмоусилителям тормозов переднего и заднего мостов.
При повреждении одного из контуров другой остается работоспособным.
При растормаживании машинист отпускает рукоятку пневмораспределителя, она возвращается в исходное положение, при этом пневмоусилители через пневмораспределитель соединяются с атмосферой. Пневмоцилиндры и гидроцилиндры возвращаются в исходное положение и происходит растормаживание.
Пневмогидроустройства В-160
Компрессор служит для получения сжатого воздуха с последующей подачей его в ресиверы.
На погрузчиках с двигателем "Cummins" компрессор конструктивно является составной частью двигателя.
На погрузчиках с двигателем ЯМЗ компрессор конструктивно входит в состав системы привода тормозов, а натяжное устройство и приводной ремень - в состав двигателя. Регулировочные требования к установке компрессора изложены в Инструкции по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2.
Предохранитель против замерзания предназначен для защиты пневмолиний и приборов системы привода тормозов от замерзания.
В качестве рабочей жидкости используется технический этиловый спирт ГОСТ 17299-78.
Этиловый спирт заливается в предохранитель против замерзания в объеме 0,2 л, если температура окружающего воздуха опускается ниже +5 °C.
Включение и отключение предохранителя против замерзания следует проводить изменением положения рукоятки 1 (рис.2.19).
а) включен;
б) выключен
Работа регулятора давления В-160
Регулятор давления с предохранительным клапаном предназначен для поддержания в системе давления сжатого воздуха в пределах 0,62 - 0,74 МПа (6,2 - 7,4 кгс/см²) путем периодической разгрузки компрессора в атмосферу. Предохранительный клапан в случае отказа регулятора давления обеспечивает перепуск воздуха в атмосферу при достижении в системе давления 1,0-1,3 МПа (10-13 кгс/см²).
Регулятор давления устанавливается в напорной пневмолинии компрессора.
2 - фильтр;
3 - пробка канала отбора воздуха;
4 - выпускной клапан;
5 - уравновешивающая пружина;
6 - болт;
7 - следящий поршень;
8, 12 - каналы;
9 - кольцевой канал;
10 - обратный клапан;
11 - впускной клапан;
13 - разгрузочный поршень;
14 - седло разгрузочного клапана;
А - полость под следящим поршнем;
6 - полость под разгрузочным поршнем;
I, III - атмосферные выводы;
II - вывод в пневматическую систему;
IV - ввод от компрессора
Сжатый воздух от компрессора через ввод IV (рис.2.20) регулятора, фильтр 2, канал 12 подается в кольцевой канал 9. Через обратный клапан 10 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в ресиверы через двойной защитный клапан. Одновременно по каналу 8 сжатый воздух проходит в полость А под поршень 7, который нагружен уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт, а впускной клапан 11 и разгрузочный клапан 1 закрыты. При таком состоянии регулятора система привода тормозов наполняется сжатым воздухом от компрессора. При давлении в полости А, равном 0,735 МПа (7,35 кгс/см²), поршень 7, преодолев усилие пружины 5, поднимается вверх, клапан 4 закрывается, впускной клапан 11 открывается и сжатый воздух из полости А поступает в полость Б.
Под действием сжатого воздуха разгрузочный поршень 13 перемещается вниз, клапан 1 открывается и сжатый воздух из компрессора через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившимся в полости конденсатом, при этом обратный клапан 10 закрывается. Когда давление в выводе II и полости А понизится до 0,65 МПа (6,5 кгс/см²), поршень 7 под действием пружины 5 перемещается вниз, клапан 11 закрывается, впускной клапан 4 сообщает полость Б с атмосферой через вывод I. При этом разгрузочный поршень 13 под действием пружины закрывается и компрессор вновь нагнетает сжатый воздух в систему привода тормозов.
Разгрузочный поршень 13 служит также предохранительным клапаном. При повышении давления в системе до 1,0-1,3 МПа (10-13 кгс/см²) клапан 1 открывается.
Регулятор регулируется болтом 6, при завертывании которого давление включения повышается, а при отвертывании понижается. Давление срабатывания предохранительного клапана регулируется изменением количества прокладок, установленных под пружиной клапана.
Правильность работы регулятора давления определяется периодическим наблюдением за величиной давления воздуха в процессе работы двигателя по манометру на щитке приборов.
Двойной защитный клапан В-160
Двойной защитный клапан (рис.2.21) предназначен для отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в другом контуре.
2 - малый поршень;
3 - корпус;
4, 5 - крышки;
6 - пружина;
7 - большой поршень;
8 - клапан
Двойной защитный клапан состоит из корпуса 3, двух крышек 5 корпуса, большого поршня 7, двух малых поршней 2, двух клапанов 8, двух пробок 1 и пружин большого и малого поршней.
В корпусе имеются три резьбовых отверстия для подсоединения штуцеров системы: отверстие В для подсоединения подводящего штуцера и два отверстия А для подсоединения штуцеров питаемых контуров.
Во внутреннюю цилиндрическую полость корпуса устанавливается большой поршень 7, выполняющий роль золотника, с двумя клапанами 8. Поршень под действием двух пружин 6 при заворачивании крышек 5 занимает нейтральное положение.
Клапаны 8 при установке малых поршней 2 под действием пружин прижимаются к седлам, образуемым торцами поршня.
Малые поршни 2 перемещаются в цилиндрических отверстиях крышек 5. При установке резьбовых пробок 1 в крышки, поршни под действием пружин своими торцами прижимаются к торцам крышек и занимают фиксированное положение. Для регулировки начала срабатывания клапанов при повреждении одного из контуров под пружины подложены регулировочные прокладки.
В пробках 1 предусмотрены отверстия для сообщения полости под малым поршнем с атмосферой при его перемещении.
В исходном положении большой поршень 7 под действием пружин б занимает нейтральное положение, клапаны 8 пружины прижаты к седлам, малые поршни 2 под действием пружин прижаты к торцам крышек.
При подаче воздуха от компрессора к входному отверстию В сжатый воздух через отверстие в большом поршне 7 воздействует на клапаны 8, отжимает их от седел до упора в малый поршень 2, сжимает пружину и поступает через выходные отверстия А в ресиверы отдельных контуров.
При повреждении одного из контуров давление в этом контуре падает, большой поршень 7 под действием разности давлений перемещается в сторону поврежденного контура и своим седлом упирается в клапан 8, разобщая при этом отверстие В с поврежденным контуром. Пружина 6 поршня 7 со стороны поврежденного контура сжимается. Клапан второго контура остается открытым и воздух поступает в неповрежденный контур.
Двойной защитный клапан при одном неисправном контуре поддерживает давление сжатого воздуха в исправном контуре в пределах 0,52 - 0,55 МПа (5,2 - 5,5 кгс/см²).
При давлении выше 0,55 МПа (5,5 кгс/см²) пружина под действием клапана 8 сжимается, клапан отрывается от седла и часть воздуха уходит в поврежденный контур.
После устранения негерметичности поврежденный контур постепенно заполняется сжатым воздухом, давление в контурах выравнивается, большой поршень 7 под действием сжатой пружины 6 занимает среднее положение и сжатый воздух вновь продолжает поступать от входного отверстия В через выходные отверстия А в ресиверы.
Двухсекционный тормозной кран В-160
Двухсекционный тормозной кран (рис.2.22) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочих тормозов погрузчика.
2 - уплотнительное кольцо;
3, 16, 21, 25 - пружины;
4 - винт;
5 - опорная плита;
6 - тарелка пружины;
7 - ось рычага;
8 - верхний клапан;
9 - уравновешивающий элемент;
10 - шток;
11 - рычаг;
12 - уплотнитель;
13 - ролик;
14 - толкатель;
15 - верхний поршень;
17 - верхний корпус;
18 - верхний клапан;
19 - большой поршень;
20 - малый поршень;
22 - опорное кольцо;
23 - выпускное окно;
24 - нижний клапан
Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно, питающиеся от ресиверов раздельных контуров.
Тормозной кран состоит из верхнего 17 и нижнего 1 корпусов, соединенных четырьмя болтами, опорной плиты 5, оси 7 с рычагом 11, верхнего 8 и нижнего 24 клапанов, верхнего 15, большого 19 и малого 20 поршней, уравновешивающего элемента 9, пружин клапанов и пружин поршней, а также уплотнительных колец.
Выводы I и II верхнего и нижнего корпусов соединены с ресиверами, а выводы III и IV через промежуточные пневмоаппараты - с пневмоусилителями тормозов.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через отверстия в выпускном окне 23 соединяет с атмосферой через выводы III и IV пневматические полости пневмоусилителей. При этом верхний поршень 15 под действием пружины 16 занимает крайнее верхнее положение, выпускное окно клапана открыто - вывод III сообщен с атмосферой.
Верхний клапан 8 под действием пружины 3 прижат к седлу верхнего корпуса, вывод I разобщен с выводом 111.
Большой поршень 19 и малый поршень 20 под действием пружины 21 находятся в крайнем верхнем положении, выпускное окно нижнего клапана 24 открыто, вывод IV сообщен с атмосферой.
Нижний клапан 24 пружиной 25 прижат к седлу нижнего корпуса, вывод II разобщен с выводом IV.
При нажатии на педаль тормоза рычаг 11 поворачивается на своей оси 7, роликом 13 давит на толкатель 14, который через тарелку 6 пружины сжимает уравновешивающий элемент 9 и перемещает верхний поршень 15 вниз.
Поршень, перемещаясь вниз, сжимает пружину 16, закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, и отрывает клапан 8 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан поступает к выводу III и далее к пневмоусилителю тормозов заднего моста погрузчика до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением воздуха на поршень 15 (следящее действие).
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе III подается в надпоршневое пространство большого поршня 19. Поршень, имеющий большую поверхность, перемещается вниз при небольшом давлении в надпоршневом пространстве, перемещает малый поршень 20, сжимая при этом пружину 21. Малый поршень закрывает выпускное окно, разобщая вывод IV с атмосферой и отрывает клапан 24 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II через открытый клапан поступает к выводу IV и далее к пневмоусилителю тормозов переднего моста погрузчика. Сжатый воздух, находящийся под поршнями 19 и 20, уравновешивает силу, действующую на поршень 19 сверху, таким образом, что в полости IV устанавливается давление, соответствующее усилию нажатия на рычаг (следящее действие). Размер поршней и пружина 21 подобраны так, что давление в выводах III и IV в зависимости от усилия на рычаге практически одинаково. При промежуточных положениях рычага нижняя секция управляется пневматически.
При крайнем положении рычага или в случае повреждения контура верхней секции верхний поршень, перемещаясь вниз, винтом 4 воздействует на шток 10 малого поршня 20, перемещая его. Малый поршень, в свою очередь, закрывает выпускное окно и открывает клапан 24.
При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 16 перемещается вверх, клапан 8 под действием пружины прижимается к седлу, а поршень, продолжая перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает вывод III с атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого поршня 19 падает, поршни 19 и 20 вследствие разности давлений и воздействия пружины 21 перемещаются вверх, клапан 24 прижимается к седлу, выпускное окно открывается и вывод IV сообщается с атмосферой.
При механическом воздействии на малый поршень 20 оттормаживание нижней секции происходит при снятии усилия на шток 10 аналогичным путем.
Работа пневмораспределителя В-160
Пневмораспределитель предназначен для подачи сжатого воздуха к пневмоусилителям тормозов при аварийном торможении погрузчика.
Пневмораспределитель имеет три раздельные секции. Две секции используются для аварийного торможения, они управляются одной рукояткой 5 (рис.2.23). Секции запитаны от разных ресиверов. Третья секция заглушена.
2 - прокладка;
3 - корпус;
4 - крышка;
5 - рукоятка;
6 - регулировочный винт;
7 - кронштейн;
8 - ось;
9 - ограничитель;
10 - золотник;
11 - манжета;
12 - гайка;
13 - пружина;
14 - шарик;
15 - заглушка;
16 - болт крепления поддона
Пневмораспределитель состоит из корпуса 3, поддона 1. В каждую секцию входят ограничитель 9, крышка 4, золотник 10, пружины 13 и шарик 14.
Полости В соединяются с ресивером. Полости А - с магистралями, идущими к пневмоусилителям тормозов. В исходном положении полости А соединены с атмосферой через полый золотник 10 и отверстия в корпусе 3. При перемещении рукоятки 5 золотник 10 перемещается вниз, преодолевая усилие пружины 13, и своим седлом садится на шарик 14, разъединяя полость А с атмосферой.
При дальнейшем перемещении золотника происходит отрыв шарика 14 от седла стакана, полость А соединяется с полостью В и сжатый воздух из ресивера поступает к тормозам.
При снятии усилия с рукоятки 5 золотник 10 под действием пружины 13 перемещается вверх, при этом шарик 14 садится в седло стакана, разъединяя полости В и А. При дальнейшем перемещении седло золотника 10 отходит от шарика 14, при этом полости А соединяются с атмосферой.
Двухмагистральный клапан В-160
Двухмагистральный клапан (рис.2.24) предназначен для управления одной магистралью из двух по выбору.
2 - уплотнитель;
3 - крышка;
4 - уплотнительное кольцо
Клапан соединяет рабочий и аварийный приводы тормозов и может управляться либо от тормозного крана, либо от пневмораспределителя аварийного торможения.
Внутри клапана установлен уплотнитель 2, разделяющий пневмолинии тормозного крана и пневмораспределителя. При подводе сжатого воздуха к одному из двух входов А или В клапана, уплотнитель перекрывает противоположный вход. Это препятствует стравливанию воздуха при неисправности одного из контуров.
Пневмоусилитель (сервоцилиндр) с главным тормозным гидроцилиндром предназначен для создания сжатым воздухом необходимого давления жидкости в гидравлической части системы привода тормозов.
В системе установлены два сервоцилиндра, по одному для каждого моста, поставщик RABA, Венгрия.
Под давлением сжатого воздуха шток пневмоцилиндра перемещается и через толкатель действует на поршень главного тормозного гидроцилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль. При снятии давления воздуха поршни пневмоцилиндра и главного тормозного гидроцилиндра возвращаются в исходное положение под действием пружин.
Гидравлическое оборудование системы привода тормозов включает главные тормозные гидроцилиндры, бачки для жидкости, установленные на главных гидроцилиндрах, а также гидролинии.