Гидросистема погрузчика служит для управления рабочим оборудованием, а также для рулевого управления (складывания рамы) погрузчика.
Рулевое управление конструктивно выделено в отдельную составную часть машины, появляется контуром общей гидросхемы машины.
Оба контура разделены и работают как независимые, но связаны между собой единым гидробаком и гидроусилителем (приоритетным клапаном).
Гидробак конструктивно включен в состав гидросистемы, а гидроусилитель (приоритетный клапан) - в состав рулевого управления.
Сведения о рулевом управлении приведены в подразделе 2.6.
Гидравлическая принципиальная схема погрузчика и перечень элементов гидросхемы приведены в приложении А.
Давление в гидросистеме создается двумя аксиально-поршневыми насосами, конструктивно входящими в насосную станцию. Сведения по устройству и работе насосов приведены в п.2.2.2 "Насосная станция".
Рабочая жидкость к насосам поступает через всасывающие гидролинии, соединенные с заборным клапаном гидробака. Заборный клапан позволяет перекрыть поступление жидкости из гидробака. Для этого шестигранную головку снизу клапана следует вывернуть гаечным ключом до упора, т.е. закрыть клапан. Для открытия клапана шестигранную головку снизу клапана ввернуть до упора.
Насосами рабочая жидкость нагнетается в гидроусилитель (приоритетный клапан) и в гидрораспределитель, с помощью которого она направляется в выбранные для работы гидроцилиндры, являющиеся исполнительными механизмами гидросистемы.
Часть рабочей жидкости от насоса 310.3.56.040 поступает в блок питания (пневмогидроаккумулятор), который используется для питания гидроуправления золотниками гидрораспределителя.
Вытесняемая из полостей гидроцилиндров рабочая жидкость сливается в гидробак через гидрораспределитель и фильтр гидробака.
Проверка и регулировка давления В-160
Проверка и регулировка давления в гидросистеме проводится при температуре рабочей жидкости 40-50 °C. Для замера давления следует использовать имеющееся в ЗИП погрузчика приспособление для замера давления. Место замера давления находится на правом гидроцилиндре управления стрелой и выполнено в виде штуцера, закрытого заглушкой и накидной гайкой.
Порядок проверки:
- со штуцера для замера давления снять накидную гайку и заглушку;
- установить приспособление, навернув гайку его РВД на штуцер;
- пустить двигатель и установить максимальную частоту вращения;
- довести штоки цилиндров управления стрелой до упора и, удерживая рычаг управления в этом положении, зафиксировать показания манометра.
ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВАНИЕ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫМ КЛАПАНОМ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОЛЬКО ПО ОКОНЧАНИИ ГАРАНТИЙНОГО ПЕРИОДА ПОГРУЗЧИКА.
Регулировочный винт предохранительного клапана расположен в напорной секции гидрораспределителя.
Порядок регулировки:
- отпустить контргайку регулировочного винта;
- установить любой золотник в рабочее положение и, удерживая рычаг управления в этом положении, вращать регулировочный винт за внутренний шестигранник до тех пор, пока давление срабатывания клапана не будет равно 16+0,5 МПа (160+5 кгс/см²);
- завернуть контргайку, не допуская проворачивания регулировочного винта;
- остановить двигатель;
- снять приспособление для замера давления, затем на штуцер для замера давления установить заглушку и навернуть накидную гайку.
Гидроустройства В-160
Гидробак В-160
Корпус гидробака представляет собой сварную листовую коробчатую конструкцию (рис.2.25), монтируется заодно с топливным баком сзади кабины справа по ходу машины.
2 - масломерная линейка;
3 - пробка заливной горловины;
4 - сапун;
5 - сливной фильтр;
6 - сливной штуцер;
7 - клапан
Рабочая жидкость заливается в гидробак через заливную горловину под пробкой 2. В горловине установлен сетчатый фильтр.
В нижней части гидробака установлен клапан 7, позволяющий, при необходимости, перекрыть движение рабочей жидкости из гидробака во всасывающие гидролинии. Управление клапаном осуществляется с помощью шестигранной головки снизу клапана. Для перекрытия поступления жидкости клапан следует закрыть, вывернув шестигранную головку до упора. В открытом положении клапана головка должна быть ввернута до упора. Через фильтр 5, установленный в корпусе гидробака, рабочая жидкость сливается из гидросистемы погрузчика.
Уровень жидкости в гидробаке проверяется масломерной линейкой 2. Сообщение полости бака с атмосферой осуществляется через сапун 4. Для слива рабочей жидкости из бака предназначен сливной штуцер 6, расположенный в днище гидробака.
Фильтр В-160
Фильтр предназначен для очистки рабочей жидкости, вытесняемой из гидроцилиндров, и установлен в крыше гидробака.
Фильтрующий элемент имеет форму цилиндра с наружной перфорированной обечайкой и внутренней перфорированной трубкой, между которыми расположена гофрированная штора из фильтровальной бумаги.
Рабочая жидкость из системы подводится к фильтру, откуда после очистки сливается в гидробак.
При запуске системы в холодное время или засорении фильтрующего элемента, сопротивление фильтра возрастает и фильтрующий элемент может быть поврежден. Для предотвращения этого в камере фильтров установлен перепускной клапан, который при увеличении перепада давления в фильтре начинает срабатывать, а при дальнейшем возрастании - перепускает всю рабочую жидкость в гидробак, минуя фильтрующий элемент. При эксплуатации необходимо контролировать состояние фильтроэлемента и обеспечить его своевременную замену при загрязнении.
Блок гидравлического управления В-160
Блок гидравлического управления представляет собой гидроусилитель, предназначенный для дистанционного управления перемещением золотников гидрораспределителя, пропорциональным перемещению рукоятки блока. Блок гидравлического управления (рис.2.26) выполнен в виде регулятора давления, работающего по принципу регулируемого редукционного клапана с давлением на выходе, определяемым положением рукоятки блока. При повороте рукоятки обеспечивается управление только одним золотником.
Применение блока обеспечивает:
- высокую чувствительность управления при низких усилиях на рычаге управления;
- расширение фазы точного управления;
- постоянство характеристик управления процессом;
- ступенчатое увеличение давления в линии управления и усилия на рукоятке в начале и в конце фазы точного регулирования, улучшающее "чувствительность";
- легкость обслуживания и ремонтопригодность.
Блок питания гидравлического управления В-160
Блок питания с пневмогидравлическим аккумулятором и электроклапаном блокировки предназначен для создания давления в гидролинии управления золотниками гидрораспределителя. Применение аккумуляторных блоков питания исключает необходимость установки специального насоса с элементами его привода, предохранительного клапана, всасывающих и напорных трубопроводов, так как в этом случае питание системы гидроуправления осуществляется от напорных гидролиний насоса.
Блок питания присоединяется к напорному рукаву насоса 310.3.56.040.
Блок питания (рис.2.27) состоит из логического гидроклапана 2 типа "ИЛИ", пропускающего поток рабочей жидкости при наличии давления в одной из подводящих гидролиний с одновременным запиранием другой подводящей гидролинии; редукционного 5, предохранительного 3, обратного 4 и отсечного клапанов; пневмогидроаккумулятора 1, в котором аккумулирование и возврат энергии происходят за счет сжатия и расширения газа.
2 - логический клапан типа «ИЛИ»;
3 - предохранительный клапан;
4 - электроклапан блокировки;
5 - редукционный клапан;
6 - подвод гидролинии управления;
7 - подвод сливной гидролинии;
8 - корпус
Р1, Р2 - гидролинии высокого давления;
PV - управление электроклапаном;
Т - сливная гидролиния
Подводы Р1 и Р2 соединены с напорными гидролиниями (Р1 - с насосом; Р2 - с линией подвода рабочей жидкости к гидроцилиндрам управления стрелой), Т - со сливной гидролинией.
В начальный период золотники гидрораспределителей переключаются за счет разрядки пневмогидроаккумулятора, который заряжается через редукционный клапан при возникновении давления в напорной гидролинии одного из насосов.
Аккумуляторные блоки питания расходуют на перемещение золотников гидрораспределителей ничтожно малую энергию и не имеют быстроизнашивающихся элементов. В случае отказа двигателя внутреннего сгорания или аварийной поломки можно сделать 5-10 переключений гидрораспределителя, например, опустить ковш со стрелой на грунт или снять реактивное давление в гидроцилиндрах при замене рабочего органа. Давление в сливной гидролинии не должно превышать 0,08 МПа (0,8 кгс/см²). Давление в напорной гидролинии должно быть не менее 0,6 МПа (6 кгс/см²).
Для зарядки пневмогидроаккумулятора необходимо пустить двигатель, в течение непродолжительного времени повысить частоту вращения до максимального значения и одновременно включить один из гидроцилиндров, например, подъема стрелы, чтобы давление в напорной гидролинии составляло не менее 3 МПа (30 кгс/см²). После зарядки пневмогидроаккумулятора до 3 МПа (30 кгс/см²) редукционный клапан отключает блок питания от напорной гидролинии. В случае отказа редукционного клапана предохранительный клапан ограничивает давление управления (максимальное значение 4 МПа (40 кгс/см²).
Отвинчивать пневмогидроаккумулятор или разъединять трубопроводы системы управления можно только после разрядки пневмогидроаккумулятора. Для разрядки не менее 10 раз рукояткой управления включить гидроцилиндр при рабочем оборудовании (ковше погрузчика), опущенном на землю.
Дроссель с обратным клапаном предназначен для ограничения потока рабочей жидкости в одном направлении и свободного пропускания его в другом.
В гидросистеме погрузчика применен дроссель щелевого типа с посадкой запорно-регулирующего элемента на седло. Дроссель (рис.2.28) имеет резьбовое присоединение. Дроссель установлен в гидролинии поршневых полостей гидроцилиндров управления стрелой. При направлении потока от В к А рабочая жидкость проходит через дроссель, а при направлении потока от А к В - через обратный клапан.
2 - наружный корпус;
3 - пружина;
4 - обратный клапан
Обратный клапан открывается при давлении 0,05 МПа (0,5 кгс/см²).
Дроссель состоит из внутреннего корпуса 1, наружного корпуса 2, пружины 3 и обратного клапана 4.
Регулирование ограничения потока рабочей жидкости происходит за счет изменения сечения проходного канала, образованного стенками корпусов 1 и 2 при их осевом взаимном перемещении, при регулировке дросселя.
Обратный клапан 4 усилием пружины 3 и потоком рабочей жидкости от В к А, прижимается к седлу корпуса 1 и герметично перекрывает отверстие. В результате жидкость проходит по кольцевому каналу, образованному стенками корпусов 1 и 2. При движении жидкости в обратном направлении (от А к В), ее поток отжимает клапан 4 и беспрепятственно проходит через образовавшуюся щель.
Гидрораспределитель погрузчика - с гидравлическим управлением, с двумя (тремя) трехпозиционными золотниками. Гидрораспределитель HC-D25/2 - четырехсекционный с двумя рабочими секциями, представляет собой агрегат золотникового типа с параллельным соединением исполнительных органов и собран из отдельных унифицированных секций. На Мог-рузчиках В 160.00001 всех комплектаций установлен гидрораспределитель 4125.24.00.000-02.
В напорной секции распределителя расположен предохранительный клапан.
2 - рабочая секция;
3, 5 - отводы к исполнительным органам;
4 - напорная секция;
6 - канал управления
Рабочая жидкость от насоса поступает в напорную секцию 4 (рис.2.29) гидрораспределителя. При нейтральной позиции всех золотников, рабочая жидкость по центральному переливному каналу свободно проходит на слив в сливную секцию 1. Если в рабочей позиции находится хотя бы один из золотников, то центральный переливной канал перекрывается, и рабочая жидкость поступает в один из двух рабочих отводов данной секции, а из противоположного рабочего отвода - в соответствующий сливной канал через отверстия и внутренние полости золотников.
Гидроцилиндры В-160
Гидроцилиндры являются исполнительными механизмами в гидросистеме погрузчика и его рулевом управлении.
Подъем и опускание стрелы рабочего оборудования производится двумя гидроцилиндрами 2 (рис.2.30), проушины которых закреплены на передней раме.
2 - гидроцилиндр управления стрелой;
3 - гидроцилиндры складывания рамы в шарнирах
На ней же закреплены проушины двух гидроцилиндров 1, обеспечивающих опрокидывание ковша.
В рулевом управлении установлены два гидроцилиндра 3, обеспечивающие складывание рамы, за счет чего осуществляется поворот погрузчика.
Перечень элементов гидравлической схемы погрузчика В-160 и гидросхема
Обозн. | Наименование | Примечание |
Б | Бак В160.43.15.000 | V=160 л |
БП | Блок питания НС SE2 Hydrocontrol с клапаном блокировки системы 24 V | |
БУ | Блок управления НС RCB Hydrocontrol | |
ГУ | Гидроусилитель OSQA 5 | Код 150F0041 |
Д1, Д2 | Дроссель 62.900А | |
Н1 | Насос 310.3.56-040 | |
Н2 | Насос 310.3.112-040 | |
НД | Насос-дозатор OSPBX 315 LS | Код 150-1084 |
Р1 | Распределитель HC-D25/2 Hydrocontrol | Q=380 л/мин Р=20 МПа |
Ф1 | Фильтр RFM125 MV1 М8 10/R1 В | Qh=370 л/мин |
Ф2 | Фильтр SPM301 В3,5 CD11 М3 0 | Qh=120л/мин |
Гидроцилиндры | ||
Ц1, Ц2 | В160.14.01.000; -01 | Dn=125 мм dw=60 мм S=340 мм |
Ц3, Ц4 | ТО-40.43.01.450 | Dn=160 мм dw=80 мм S=950 мм |
Ц5, Ц6 | ТО-40.43.01.150 | Dn=160 мм dw=80 мм S=450 мм |
Ц7, Ц8 | ТО-40.25.43.010 | Dn=125мц dw=60мц |