На погрузчиках установлены четырехтактные дизельные двигатели:
- Cummins 6СТ8.3-С215 - шестицилиндровый рядный с газотурбинным наддувом - на погрузчиках В160.00000 и их комплектациях;
- ЯМЗ-238М2 - шестицилиндровый V-образный - на погрузчиках В160.20001 и их комплектациях.
Двигатели имеют электростартерную систему пуска. Сведения по установленному двигателю приведены в Руководствах (Инструкции) по эксплуатации двигателя, входящих в комплект поставки погрузчика.
Топливная система В-160
Топливная система погрузчика состоит из топливного бака 2 (рис.2.1), фильтра 9 грубой очистки и топливопроводов. Функционально в топливную систему также входят отдельные составные части двигателя.
2 - топливный бак;
3 - пробка заливной горловины;
4 - топливомерная линейка;
5 - дренажный топливопровод;
6 - штуцер;
7 - угольник;
8, 10 - топливопроводы;
9 - фильтр грубой очистки
Топливный бак 2 соединен с масляным баком гидросистемы погрузчика, расположен за кабиной. Бак имеет внутренние перегородки, гасящие энергию колебания топлива. Уровень топлива в баке проверяется мерной линейкой 4, расположенной рядом с пробкой 3 заливной горловины. В заливной горловине бака под пробкой установлен сетчатый фильтр. Для слива отстоя топлива в днище бака имеется сливной штуцер.
Подача топлива в систему осуществляется через заборный кран 1, который, при необходимости, можно перекрыть. Через этот кран по топливопроводу топливо также поступает к насосному агрегату предпускового подогревателя двигателя. Подачу топлива в предпусковой подогреватель перекрывают краном, установленным около подогревателя на раме погрузчика.
Использование ручного топливоподкачивающего насоса двигателя позволяет заполнить систему топливом и удалить из нее воздух, что требуется перед пуском двигателя. При работе двигателя топливовоздушная смесь, образующаяся в топливном насосе высокого давления, удаляется в топливный бак по дренажному топливопроводу 5.
Не отраженные здесь сведения по топливной системе и ее составным частям, конструктивно входящим в состав двигателя, изложены в Руководствах (Инструкции) по эксплуатации двигателя.
Система всасывания и выхлопа В-160
Система всасывания и выхлопа состоит из воздухозаборника 8 (рис.2.2), воздухоочистителя 15, глушителя 2, эжектора 3 и соединительных трубопроводов. Функционально в систему также входят отдельные составные части двигателя.
2 - глушитель;
3 - эжектор;
4, 9 - хомуты;
5, 11 - стяжки;
6, 16 - рукава;
7, 12 - стойки;
8 - воздухозаборник;
10 - мультициклон;
13 - компенсатор;
14 - переходник;
15 - воздухоочиститель
Турбокомпрессор двигателя "Cummins" приводится во вращение энергией выхлопных газов, поступающих через выпускной коллектор двигателя. Турбокомпрессор осуществляет прокачку атмосферного воздуха через воздухоочиститель и подает под давлением очищенный от пыли воздух в цилиндры двигателя.
Двигатель ЯМЗ - без турбокомпрессора, поэтому очищенный воздух попадает непосредственно во впускные коллекторы двигателя, а выхлопные газы из выпускных коллекторов - непосредственно в глушитель.
Воздухоочиститель 15 соединен с воздухозаборником 8 и мультициклоном 10 в один блок и устанавливается на кронштейне, приваренном к баку погрузчика.
Система имеет две ступени очистки. Первичная очистка воздуха происходит в мультициклоне, где задерживаются крупные частицы пыли, которые затем за счет разрежения, создаваемого отработавшими газами в эжекторе 3, отсасываются по рукаву 6 и через эжектор, в котором частично сгорают, уносятся в атмосферу.
Очищенный в первой ступени воздух попадает во вторую ступень очистки, где проходит фильтрацию в кассете из высокопористого картона, а затем по рукавам 16 через турбокомпрессор направляется в цилиндры двигателя.
Засоренность (необходимость очистки) фильтроэлемента фиксируется по высвечиванию символа на сигнальном табло.
Засоренность воздушного фильтра погрузчика с двигателем ЯМЗ контролируется индикатором засоренности воздуха. Сигнальным устройством индикатора является находящийся внутри него барабан с красной боковой поверхностью. При достижении предельно допустимой засоренности воздушного фильтра барабан автоматически поворачивается красной боковой поверхностью к окнам индикатора. Появление красного цвета в окнах индикатора указывает на необходимость очистки фильтроэлемента.
После техобслуживания фильтроэлемента необходимо вернуть барабан в исходное (рабочее) положение. Для этого размещенный в верхней части индикатора диск повернуть до упора по имеющейся стрелке и отпустить.
Система охлаждения и разогрева В-160
Система охлаждения и разогрева служит для принудительного отвода тепла от двигателя, разогрева охлаждающей жидкости и масла перед пуском двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °C, подачи разогретой жидкости на отопитель кабины.
Охлаждение двигателя жидкостное, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.Тепловой режим работы двигателя контролируется по показаниям приборов, регистрирующих температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения и разогрева.
В систему охлаждения и разогрева двигателя входят следующие основные составные части: водяной радиатор 1 (рис.2.3); предпусковой подогреватель ПЖД-30, состоящий из котла подогревателя 13 и насосного агрегата 14; соединительные рукава и трубы. Функционально в систему также входят отдельные составные части двигателя.
2 - стойка блока радиаторов;
3 - стяжка;
4 - блок радиаторов;
5 - расширительный бачок;
6 - паровоздушный рукав;
7, 10 - трубы;
8, 11 - рукава;
9 - сливной краник;
12 - выхлопная труба;
13 - котел подогревателя;
14 - насосный агрегат подогревателя
В системе двигателя "Cummins" водяной радиатор 1 установлен в стойках 2 блока радиаторов 4. Стойки блока снизу на двух опорах крепятся к кронштейнам, приваренным к лонжеронам задней рамы погрузчика. Для предотвращения раскачивания блока радиаторов его стойки дополнительно закреплены стяжками 3.
В верхний коллектор радиатора подвод охлаждающей жидкости происходит по трубе 7, а из нижнего коллектора по трубе 10 - отвод с помощью жидкостного насоса двигателя.
Для отопителя кабины в системе проложены два рукава 8 подачи и отвода разогретой жидкости.
Заправка системы охлаждения и разогрева проводится через заливную горловину расширительного бачка 5. Слив жидкости происходит при открытии сливного краника 9. Полный слив жидкости из предпускового подогревателя проводится, при необходимости, через сливные отверстия на котле и насосном агрегате при вывернутых пробках.
В системе двигателя ЯМЗ для охлаждения компрессора системы привода тормозов установлены два рукава низкого давления для подачи и отвода жидкости.
При работе погрузчика в условиях отрицательных температур в качестве охлаждающей жидкости необходимо применять только низкозамерзающую охлаждающую жидкость.
На отраженные здесь сведения по системе охлаждения и ее составным частям, конструктивно входящим в состав двигателя, изложены в Руководствах (Инструкции) по эксплуатации двигателя, входящих в комплект поставки погрузчика.
Предпусковой подогреватель В-160
Предпусковой подогреватель ПЖД-30 (подогреватель) служит для подготовки двигателя к пуску при температуре окружающего воздуха ниже О °C путем разогрева охлаждающей жидкости и масла.
Тип | Жидкостный |
Тепловая производительность, ккал/ч | 26000 |
Напряжение питания, В | 24 |
Потребляемая мощность, Вт | 340 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305-82 |
Расход топлива, кг/ч | 4,2 |
Температура выхлопных газов, °C | 500 |
Сила тока, потребляемая свечой, А | 7 |
Воспламенение топливной смеси | Электроискровая свеча СН 423 |
Источник высокого напряжения | ТК 107 |
Электродвигатель насосного агрегата | МЭ252 |
Электромагнитный клапан | ПЖД-30-1015500 |
Производительность жидкостного насоса, п/мин | 30 |
Производительность нагнетателя воздуха, кг/ч | 90 |
Максимальный напор топливного насоса, МПа (кгс/см²) | 1,2 (12) |
2 - горелка;
3 - электромагнитный клапан в сборе с электронагревателем топлива и форсункой
Предпусковой подогреватель состоит из следующих основных узлов:
- котла 1 (рис.2.4);
- горелки 2;
- электромагнитного клапана 3 в сборе с электронагревателем топлива и форсункой;
- насосного агрегата, включающего в себя электродвигатель 2 (рис.2.5), нагнетатель воздуха 3, жидкостный 4 и топливный 1 насосы;
- источника высокого напряжения и свечи зажигания топлива.
2 - электродвигатель;
3 - нагнетатель воздуха;
4 - жидкостный насос;
5 - всасывающий патрубок;
6 - выхлопной патрубок;
7 - дренажная трубка;
8 - свеча;
9 - топливная трубка;
10 - электромагнитный клапан;
11 - нагнетающий топливопровод;
12 - форсунка;
13 - завихритель;
14 - внутренний цилиндр горелки;
15 - наружный цилиндр горелки;
16 - патрубок выхода горячей жидкости;
17 - камера сгорания;
18 - наружная водяная рубашка;
19 - внутренняя водяная рубашка;
20 - газоход;
21 - патрубок подвода воды в котел
I - подвод жидкости;
II - нагнетание жидкости в котел;
III - выхлопные газы;
IV - подвод жидкости от насосного агрегата;
V - нагнетание воздуха в котел;
VI - отвод жидкости в двигатель
Котел В-160
Котел - неразборная сварная конструкция, которая состоит из расположенных один в другом четырех цилиндров. Первый (наружный) и второй цилиндры образуют между собой наружную водяную рубашку 18 (рис.2.5). Пространство между вторым и третьим цилиндрами является обратным газоходом 20. Внутренняя водяная рубашка 19 находится между третьим и четвертым цилиндрами. Пространство внутри четвертого цилиндра является камерой сгорания 17. Для обеспечения надежной циркуляции нагреваемой жидкости наружная и внутренняя водяные рубашки сообщаются через три отверстия диаметром 50 мм, образованных тремя патрубками, проходящими через обратный газоход.
Горелка В-160
Горелка подогревателя состоит из наружного цилиндра 15, (с приваренными к нему фланцем крепления и крышкой) и внутреннего цилиндра 14. Между крышкой и внутренним цилиндром установлен завихритель первичного воздуха 13, а во внутреннем цилиндре имеются три ряда отверстий для подачи в камеру сгорания вторичного воздуха. Первичный воздух в основном только улучшает распыл топлива, нагнетаемого из форсунки, а вторичный - обеспечивает его полное сгорание.
Электромагнитный клапан В-160
Электромагнитный клапан выполнен в сборе с форсункой и электронагревателем топлива. Клапан служит для включения или отключения подачи топлива к горелке. Электронагреватель топлива нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Форсунка обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива.
Насосный агрегат В-160
2 - улитка;
3 - крыльчатка;
4 - вал электродвигателя;
5 - корпус;
6 - патрубок;
7 - рабочее колесо;
8 - гайка;
9 - винт;
10 - топливный насос
I - подвод жидкости;
II - нагнетание воздуха
Насосный агрегат состоит из крыльчатки 3 (рис.2.6) нагнетателя воздуха и рабочего колеса 7 жидкостного насоса (собранных в одном корпусе), шестеренного топливного насоса 10, приводимых в действие электродвигателем. Нагнетатель воздуха и жидкостный насос крепятся к корпусу электродвигателя со стороны длинного выходного конца вала 4, а топливный насос - с противоположной стороны. В корпусе топливного насоса имеется резьбовое дренажное отверстие для слива топлива, просачивающегося через сальники.
Источник высокого напряжения В-160
Источник высокого напряжения и свеча зажигания соединенные высоковольтным проводом, образуют систему электроискрового розжига (рис.2.7).
2 - свеча зажигания
Управление предпусковым подогревателем В-160
Управление предпусковым подогревателем осуществляется со щитка управления подогревателем (рис.2.8), размещенным рядом с двигателем в районе котла подогревателя справа по ходу погрузчика.
2 - переключатель электромагнитного клапана;
3 - кнопка нагревателя топлива;
4 - выключатель свечи зажигания
Работа предпускового подогревателя В-160
Охлаждающая жидкость из нижнего коллектора радиатора жидкостным насосом насосного агрегата подается через патрубок I (рис.2.5) в патрубок II и поступает в котел через патрубок IV.
В котле жидкость, попадая через наружную рубашку во внутреннюю, образует два потока, которые омывают камеру сгорания и обратный газоход.
Подача воздуха в горелку осуществляется воздушным нагнетателем через патрубок V.
Топливным насосом насосного агрегата топливо из бака подается к электромагнитному клапану. При закрытом клапане перед пуском подогревателя порция топлива нагревается электронагревателем. При открытом клапане топливо через форсунку под давлением поступает в горелку, где смешивается с нагнетаемым воздухом. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска. Затем свеча отключается и горение поддерживается автоматически. Теплом, получаемым от сгорания топлива, нагревается проходящая двумя потоками через котел охлаждающая жидкость. Через патрубок 16 котла горячая жидкость поступает в рубашку блока цилиндров двигателя. Выхлопные газы отводятся из котла через патрубок III.
Порядок пуска и отключения подогревателя В-160
Для пуска подогревателя необходимо:
- а) проверить уровень низкозамерзающей жидкости в системе охлаждения и разогрева;
- б) проверить наличие топлива в баке, открыть кран подачи топлива к подогревателю и прокачать топливную систему ручным топливоподкачивающим насосом установленным за топливным баком;
- в) включить выключатель “массы”;
- г) на щитке управления подогревателем (рис.2.8) включить электродвигатель насосного агрегата, для чего перевести переключатель 1 в верхнее положение на 10-15 с, затем выключить. Переключатель 2 электромагнитного клапана при этом должен быть все время в нижнем положении, т.е. выключен;
- д) нажать кнопку 3 нагревателя топлива и удерживать ее следующее время в зависимости от температуры окружающего воздуха:
- 20 с - до минус 20 °C;
- 30 с - до минус 30 °C;
- 60 с - до минус 40 °C;
- 90 с - до минус 50 °C;
- е) по истечении выше указанного времени перевести переключатели 2 и 1 электромагнитного клапана и насосного агрегата из нижнего положения в верхнее, т.е. включить;
- ж) включить свечу зажигания поворотом ручки выключателя 4 влево в подпружиненное положение и удерживать ее в этом положении до появления характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось;
- и) отпустить ручку выключателя свечи, ручка автоматически возвратится в исходное положение, свеча зажигания выключается. Продолжающийся ровный гул в котле указывает на устойчивую работу подогревателя.
Если после включения свечи зажигания подогреватель не начал работать в течение 20-30 с, то необходимо:
- отпустить ручку выключателя свечи;
- отключить подогреватель (см. ниже);
- через 1 мин повторить пуск по поз. г)-и).
Если после двух попыток подогреватель пустить не удается, то необходимо найти и устранить неисправность.
Продолжительность работы подогревателя, необходимая для разогрева двигателя, зависит от температуры окружающего воздуха.
Для отключения подогревателя необходимо:
- перевести переключатель 2 электромагнитного клапана в нижнее положение. Происходит продувка камеры сгорания и газохода. Это делается для удаления остатков продуктов сгорания и исключения возможного хлопка газов при следующем пуске;
- через 15-20 с после выше указанного выключить электродвигатель насосного агрегата, переведя переключатель 1 в нижнее положение;
- закрыть кран подачи топлива к подогревателю.
Регулирование предпускового подогревателя В-160
Нормальная работа предпускового подогревателя характеризуется равномерным гулом при горении в котле и голубоватому цвету выхлопных газов. Выхлоп должен быть без дыма и пламени. В противном случае требуется регулировка подогревателя, которая проводится винтом 10 (рис.2.9) редукционного клапана шестеренного топливного насоса. Для этого необходимо:
2 - корпус;
3 - болт;
4 - проставка;
5 - крышка;
6 - ведомый валик;
7 - ведущий валик;
8 - колпачковая гайка;
9 - контргайка;
10 - регулировочный винт; 11 - штуцер;
12 - шарик
- отвернуть колпачковую гайку 8 на топливном насосе насосного агрегата;
- ослабить контргайку 9 регулировочного винта;
- поворачивая регулировочный винт 10 по часовой стрелке (подача топлива увеличивается) или против (подача топлива уменьшается), отрегулировать нормальную работу подогревателя.
Регулировку подачи топлива следует проводить при температуре окружающего воздуха не выше минус 5 °C.
Порядок пользования предпусковым подогревателем В-160
Предпусковым подогревателем рекомендуется пользоваться при температурах окружающего воздуха ниже 0 °C. В целях эффективного разогрева двигателя рекомендуется следующий порядок выполнения работ:
- включить в работу подогреватель и довести температуру охлаждающей жидкости до 70 °C;
- выключить подогреватель и дать теплу распределяться по картеру и поддону двигателя;
- при понижении температуры охлаждающей жидкости до 50-60 °C вновь включить в работу подогреватель и довести температуру до 80-85 °C;
- выключить подогреватель и закрыть кран подачи топлива к подогревателю.
Меры безопасности В-160
- ввод в работу предпускового подогревателя и пуск двигателя возможны только при наличии достаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Нарушение этого требования может привести к прогоранию котла, появлению трещин в гильзах цилиндров и головке блока и т.д.;
- не допускать замасливания мест вблизи выхлопного патрубка котла подогревателя для предотвращения загорания;
- недопустима совместная работа подогревателя и двигателя, т.к. потоки охлаждающей жидкости при их работе имеют встречное направление. Во избежание выхода из строя узлов системы охлаждения и разогрева двигателя необходимо вначале остановить работу подогревателя, только после этого запустить двигатель;
- не допускается отлучаться от погрузчика во время работы подогревателя. При появлении пламени или дыма в выхлопных газах немедленно отключить подогреватель.
Система смазки В-160
Двигатель Cummins имеет систему смазки, все составные части которой являются частями конструкции двигателя. Все сведения по системе смазки изложены в Руководствах по эксплуатации двигателей Cummins.
Двигатель ЯМЗ имеет систему смазки, в которой для обеспечения охлаждения масла проложены два рукава, соединяющие поддон двигателя с масляным радиатором. Масляный радиатор установлен в блоке радиаторов, конструктивно входящем в систему охлаждения и разогрева двигателя. Все другие элементы, функционально входящие в систему смазки, являются составными частями двигателя ЯМЗ. Не отраженные здесь сведения по системе смазки изложены в Инструкции по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2.