Ниже приводятся некоторые рекомендации по управлению рабочим оборудованием погрузчика в зависимости от вида выполняемых работ.
Полный цикл работы погрузчика при погрузке из штабеля или массива состоит из опускания ковша в исходное положение, набора материала в ковш, запрокидывания ковша, подъема ковша, отъезда от штабеля или массива, подъезда к месту разгрузки, разгрузки ковша, подъезда к штабелю или массиву.
Врезание ковша в материал осуществляется ходом погрузчика вперед. Это рекомендуется производить на первой передаче. При подъезде к штабелю или массиву ковш выставить в положение копания. При необходимости, погрузчик затормозить левой тормозной педалью, что обеспечивает при торможении одновременное отключение ГМП.
После внедрения ковша включить запрокидывание ковша "на себя". По окончании запрокидывания включить подъем стрелы. Из положения загрузки на уровне земли, ковш поднимается до предельной высоты гидроцилиндрами управления стрелой, без высыпания грунта из ковша и без дополнительной регулировки положения ковша гидроцилиндрами его управления.
Одновременно с подъемом стрелы начинать отъезд от штабеля или массива, включив первую заднюю передачу. Стремиться осуществлять отъезд от штабеля или массива на максимально возможной передаче. Остановить погрузчик.
Остановить ковш на требуемой высоте.
У места разгрузки включить поворот ковша на разгрузку.
После разгрузки осуществляется подъезд к штабелю. Одновременно с этим необходимо включить опускание стрелы. Ковш устанавливается в положение набора автоматически, в процессе опускания стрелы.
Перед штабелем или массивом остановить стрелу.
Для повышения производительности работ необходимо совмещать движение погрузчика с работой навесного оборудования.
В зависимости от конкретных условий, типов применяемых транспортирующих средств, размеров рабочей площадки, требуемой интенсивности работ и других факторов, возможны следующие схемы производства работ:
- а) разворот погрузчика на 70-80° при установке загружаемого автомобиля - самосвала под углом 90° к фронту работ (рис.7.1);
Рис. 7.1 - Схема поворота рам В-160 при погрузке автомобиля-самосвала
- б) разворот погрузчика под различными углами при отходе от нагружаемой породы и при приближении к ней; загружаемый автомобиль - самосвал можно установить под различными углами к фронту работ (рис.7.2);
Рис. 7.2 - Схема работы погрузчика В-160 при частичном развороте
- в) перемещение погрузчика челночным способом вперед и назад на 6 - 10 м перпендикулярно фронту нагружаемой породы без разворота (рис. 7.3);
Рис. 7.3 - Схема работы погрузчика В-160 челночным способом
- г) разворот погрузчика на 90° или 180° при установке автомобиля - самосвала под углом 90° либо параллельно фронту штабеля или массива (рис.7.4). Рекомендуется применять эту схему только в условиях стесненной рабочей площадки, так как в этих случаях существенно снижается производительность погрузчика.
Рис. 7.4 - Схема работы погрузчика В-160 с разворотом на погрузчике В-160а) на 90°;
б) на 180°
Наиболее эффективна работа погрузчика по схеме а) с совмещением рабочих движений при зачерпывании материала (рис.7.5).
б) совмещенный с разворотом ковша и подъемом стрелы;
в) совмещенный с подъемом стрелы
Кроме разгрузочных работ погрузчики могут быть использованы для штабелирования сыпучих и кусковых материалов на прикарьер-ных и перегрузочных складах, на строительных площадках. При штабелировании материала погрузчик, как правило, работает челночным способом.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- поднимать полный ковш с материалом объемной массой более 1,75 т/м³, см. "Таблицу плотности материала" (Приложение Г);
- работать на цел и ковом твердом грунте и грунте выше I категории без предварительного рыхления;
- разрыхлять твердый грунт, разгоняя погрузчик.
При движении погрузчика с загруженным ковшом на дальние расстояния, ковш должен находиться в транспортном положении. Скорость движения при этом поддерживается максимально возможной в зависимости от дорожных условий.
При подъезде к грузовому автомобилю поднять ковш на такую высоту, чтобы он не задевал кузов, снизить скорость и свалить груз, равномерно распределяя его по кузову. Это уменьшает сотрясение автомобиля при передаче веса на его задний мост. Для выброса прилипшего материала следует встряхнуть ковш.
Рекомендации по эффективному использованию погрузчика
Погрузчиком выполняются работы цикличного характера в двух режимах: рабочем и транспортном. К работам цикличного характера относятся те работы, выполнение которых обеспечивается несколькими различными операциями, последовательность которых периодически повторяется. Например, перемещение грунта, выполняемое челночным способом, включает в себя рабочий ход, при котором обеспечивается полезная работа погрузчика, и холостой ход - откат в исходное положение.
При выполнении работ цикличного характера, для наполнения ковша грунтом и последующего перемещения его к месту укладки, необходимо стремиться использовать во время врезания ковша в грунт наибольшую силу тяги, развиваемую погрузчиком с некоторым снижением скорости движения, на пониженной передаче, при наибольшей подаче топлива.
Врезание в грунт в этом режиме следует вести по прямой. При выполнении работ цикличного характера с отсутствием нарастающей призмы волочения, необходимо стремиться использовать максимальную мощность двигателя в режиме повышенной частоты вращения. Выбор передачи проводить в зависимости от свойств разрабатываемого грунта.
При выполнении работ, когда в силу технологических особенностей (ограничение возможности захвата грунта ковшом или скорости движения) невозможно осуществить загрузку двигателя погрузчика до наибольшей мощности, необходимо стремиться к экономичности выполнения этих работ. При недогрузках следует уменьшить подачу топлива, а для поддержания требуемой скорости погрузчика включить повышенную передачу.
Рекомендации по использованию тормозных педалей
Правая тормозная педаль предназначена для торможения машины без отключения трансмиссии. При этом гидротрансформатор выходит на стоп - режим, что приводит к повышенному нагреву масла и нагружению трансмиссии.
Левая тормозная педаль предназначена также для торможения машины, но с отключением трансмиссии. В этом случае трансмиссия излишне не нагружается, колеса гидротрансформатора не пробуксовывают и интенсивного выделения тепла в масло не будет.
В связи с этим рекомендуется пользоваться правой тормозной педалью на транспортных режимах.
При работе погрузчика, в особенности в конце набора ковша и кратковременной (с притормаживанием) остановкой машины перед движением назад, необходимо пользоваться левой тормозной педалью. Этим самым повышается надежность работы трансмиссии.
Указания по использованию комплекта ЗИП
При эксплуатации погрузчика используется одиночный комплект ЗИП, поставляемый с каждым погрузчиком. Полный перечень комплекта ЗИП, прилагаемого к погрузчику, приведен в Ведомости ЗИП.
Запасные части комплекта ЗИП используются при техническом обслуживании или текущем ремонте погрузчика.
Кольца, манжеты, рукава и т.п. использовать в случаях повреждения в процессе работы или при текущем ремонте.
Инструмент и принадлежности погрузчика предназначены для выполнения работ, связанных с техническим обслуживанием и устранением неисправностей.
Назначение специального инструмента и приспособления приведено на рис.7.6.
2 - ключ для пробок заливных отверстий (Д395-9900005);
3 - ключ для сливных пробок мостов (В138.99.00.001);
4 - приспособление для накачки колес (ДЗ-98В.99.00.230);
5 - ключ для гаек крепления колес (TО-40.99.00.090);
6 - ключ для перепускного клапана тормозов в мостах (TО-40.99.00.100)