Погрузчик является многофункциональной самоходной строительно-дорожной машиной, со взаимозаменямыми рабочими органами всех комплектаций. На машине установлен 6-ти цилиндровый двигатель ЯМЗ-236М2. Трансмиссия погрузчика - гидромеханическая, состоит из двух преобразователей - гидравлического и механического. Гидравлический преобразователь - гидротрансформатор (ГТ) автоматически регулирует скорость машины в зависимости от сопротивления качению колес или режущей кромке ковша 11 (Рис. 1.1). Это создает оптимальные условия для работы двигателя, улучшает динамику и проходимость машины. Механическая часть ГМП представляет собой цилиндрический редуктор с механическим переключением диапазонов и включением заднего моста. Переключение передач и реверса каждого диапазона осуществляется гидравлическими фрикционными муфтами. Передача мощности от коробки передач к переднему и заднему мостам осуществляется через карданную передачу.
2 - система охлаждения и разогрева двигателя;
3 - система смазки;
4 - система всасывания и выхлопа;
5 - топливная система;
6 - кабина;
7 - рулевое управление;
8 - электрооборудование;
9 - гидрооборудование;
10 - крылья;
11 - рабочее оборудование;
12 - погрузочное оборудование;
13 - система привода тормозов;
14 - подвеска переднего моста;
15 - карданная передача;
16 - площадка оператора;
17 - установка гидромеханической передачи (ГМП);
18 - гидросистема ГМП;
19 - колесо;
20 - подвеска заднего моста;
21 - силовая установка;
22 - рама
Погрузчик имеет два ведущих моста. Передний мост жестко закреплен на раме, отключаемый задний качается в поперечной плоскости.
Рама состоит из двух полурам, шарнирно закрепленных между собой. Поворот погрузчика осуществляется за счет излома полурам с помощью гидравлического рулевого управления следящего типа. Гидросистема рулевого управления и гидросистема рабочего оборудования имеют общий бак для рабочей жидкости.
Кабина машиниста одноместная, со встроенной системой защиты от падающих предметов (FOPS) и при опрокидывании машины (ROPS), снабжена системой отопления и вентиляции.
Органы управления погрузчиком и рабочее место машиниста В-138
Управление всеми агрегатами и электроприборами погрузчика сосредоточено в кабине, кроме щитка управления предпусковым подогревателем двигателя ЯМЗ-236М2, который размещается рядом с предпусковым подогревателем в подкапотном пространстве.
2 - регулятор наклона спинки кресла;
3 - регулятор горизонтального положения сиденья;
4 - рычаг подачи топлива;
5 - рукоятка аварийного торможения;
6 - сиденье машиниста;
7 - левая тормозная педаль;
8 - рулевая колонка;
9 - левый щиток контрольных приборов;
10 - рычаг переключения реверса;
11 - верхний щиток переключателей;
12 - рулевое колесо;
13 - переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света;
14 - звуковой сигнал;
15 - сигнальное табло;
16 - правый щиток контрольных приборов;
17 - рычаг управления стрелой;
18 - рычаг управления ковшом;
19 - рычаг управления челюстным захватом;
20 - педаль тормоза;
21 - педаль акселератора;
22 - пульт управления;
23 - рычаг переключения передач;
24 - панель замка зажигания;
25 - рычаг отключения заднего моста;
26 - рычаг переключения диапазонов скоростей;
27 - отопитель;
28 - стояночный тормоз;
29 - регулятор перемещения кресла
Приборы контроля за работой агрегатов и систем погрузчика размещены на двух щитках 9 (Рис. 1.2) и 16, расположенных на боковых стенках кабины. Органы управления сосредоточены на пульте управления 22, расположенном справа от сиденья машиниста, и верхнем щитке переключателей 11. Также на пульте находится панель замка зажигания 24. Рабочее место машиниста размещено в центре кабины. Для улучшений условий труда сиденье машиниста подрессорено и может регулироваться по росту и массе. С этой же целью в кабине установлен отопитель 27, работающей на разогретой жидкости системы охлаждения двигателя.
Пуск двигателя В-138
Пуск двигателя выполняется стартером, выключатель которого размещен на панели замка зажигания (Рис. 1.3). Перед пуском необходимо вставить ключ в выключатель стартера 10 (замок) и нажать на кнопку 9 дистанционного выключателя “массы”. Ключ 10 может поворачиваться по часовой стрелке и имеет два положения в выключателе:
- исходное, замыкается цепь выключателя “массы”;
- включение стартера.
Полное прекращение подачи топлива в цилиндры двигателя и его остановка осуществляется нажатием на рычаг 4 (Рис. 1.2) до упора.
Управление отопителем В-138
Вентиляторы отопителя 27 включаются клавишами 1 и 2 (Рис. 1.3), размещенными на панели замка зажиганием. Максимальная производительность отопителя достигается при включении двух клавиш одновременно.
3 - табличка условных обозначений;
4 - выключатель задних фар;
5 - выключатель противотуманных фар;
6 - контрольная лампа указателей поворота;
7 - центральный переключатель света;
8 - выключатель аварийной сигнализации;
9 - дистанционный выключатель «массы» ;
10 - выключатель стартера
Отопитель может работать в двух режимах: А - циркуляция с включением одного вентилятора продувки воздуха; Б - циркуляция с включением двух вентиляторов. В теплое время года подвод жидкости отключают, а вентилятор отопителя используется для вентиляции кабины.
Управление трансмиссией В-138
Для управления коробкой передач ГМП служат: рычаг переключения диапазонов 26 (Рис. 1.2), рычаг переключения передач 23 выбранного диапазона, расположенный на пульте управления 22. Включение или отключение привода заднего моста осуществляется рычагом 25. Реверсирование движения машины осуществляется воздействием на рычаг 10 слева на рулевой колонке.
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ МАШИНЫ.
Схема положения рычагов управления коробкой передач приведена на Рис. 1.4.
ВНИМАНИЕ! НЕЙТРАЛЬНУЮ ПЕРЕДАЧУ СЛЕДУЕТ ВКЛЮЧАТЬ ТОЛЬКО УСТАНОВКОЙ РЫЧАГА РЕВЕРСА В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (Рис. 1.4).
Установка рычага переключения передач в нейтральное положение обеспечивает выключение передач только переднего хода.
Управление тормозами В-138
На машине применены рабочие тормоза пневматического действия с дублирующим аварийным приводом. Торможение погрузчика осуществляется педалью 6 (Рис. 1.2). В случае неисправности основного привода управления применяется рычаг аварийного торможения 4, который расположен слева от сиденья машиниста. Для включения тормозов рычаг 5 устанавливается в положение «назад». Рукоятка стояночного тормоза 28 располагается на полу слева от сиденья машиниста. Тормоз применяется для затормаживания машины на остановках. Привод тормоза механический.
Управление рабочими органами В-138
Управление гидроцилиндрами рабочих органов осуществляется тремя рычагами: 17 - управления гидроцилиндрами подъема и опускания стрелы, 18 - управления гидроцилиндрами опрокидывания ковша и 19 - управление челюстным захватом. Рычаги находятся на пульте управления 22. Назначение рычагов обозначено символами на их торцах.
Управление электрооборудованием В-138
Подключение аккумуляторных батарей к бортовой сети осуществляется дистанционным выключателем "массы” 9 (Рис. 1.3) после установки ключа в замок 10. Этот выключатель расположен на панели замка зажигания 24 (Рис. 1.2) на пульте управления. Здесь же находится центральный переключатель света 7 (Рис. 1.3), который имеет три фиксированных положения:
а) нижнее - цепи освещения отключены;
б) среднее - подключены цепи габаритных фонарей, подсветки приборов;
в) верхнее - подключены цепи противотуманных фар, габаритных фонарей, подсветки приборов, переключателя дальнего света.
Имеющейся на рулевой колонке переключатель 14 (Рис. 1.2) предназначен для подачи световой и звуковой сигнализации. Аварийная сигнализация включается кнопкой 8 (Рис. 1.3).
Здесь же находятся клавиши выключателей вентиляторов отопителя 1 и 2, противотуманных 4 и задних фар 5, а также клавиша перспективного подключения приборов последующих модификаций погрузчика.
2 - указатель температуры охлаждающий жидкости;
3 - указатель давления масла в двигателе;
4 - указатель давления в системе привода тормозов;
5 - комбинированный указатель (счетчик моточасов и указатель напряжения)
Щитки контрольных приборов В-138
Два щитка контрольных приборов расположены по обе стороны рулевой колонки на боковых стенках кабины. Контрольно - измерительные приборы левого щитка приведены на Рис. 1.5, правого щитка - на Рис. 1.6.
2 - указатель давления масла в гидротрансформаторе;
3 - указатель давления масла в главной магистрали гидросистемы ГМП;
4 - индикатор минимального давления масла в системе управления коробкой передач;
5 - указатель температуры масла в коробке передач ГМП;
6 - тахометр
Верхний щиток переключателей (Рис. 1.7) расположен под крышей кабины погрузчика.
2 - клавиша включения плафона освещения кабины;
3 - клавиша включения проблескового маяка;
4 - клавиша включения фар кабины;
5 - клавиша включения вентиляции кабины;
6 - табличка условных обозначений;
7 - выключатель переднего стеклоочистителя
Сигнальное табло В-138
На передней стенке кабины, слева от рулевой колонки расположено сигнальное табло (Рис. 1.8), световая индикация которого позволяет контролировать работу агрегатов и систем машины, а также информировать машиниста о прохождении его команд с органов управления на исполнительные органы. При возникновении критического режима в работе подконтрольного агрегата или системы на табло загорается соответствующая лампа красного цвета. При прохождении команд с органов управления к исполнительным органам, загораются соответствующие лампы зеленого цвета.
2 - минимальное давление масла в системе смазки двигателя;
3 - засоренность воздушного фильтра;
4 - засоренность масляного фильтра;
5 - габаритные фонари;
6, 7 - минимальное давление в ресиверах;
8 - стояночный тормоз;
9 - дальний свет фар;
10 - сигнализация поворотов
Символы В-138
В кабине погрузчика на сигнальном табло, табличках и рычагах нанесены символы (Рис. 1.9) помогающие машинисту быстро разобраться в назначении приборов, рычагов и ламп сигнализации.
2 - температура масла в двигателе;
3 - давление масла в двигателе;
4 - засоренность масляного фильтра двигателя;
5 - давление воздуха в системе привода тормозов;
6, 7 - минимальное давление воздуха в ресиверах;
8 - стояночный тормоз;
9 - дальний свет фар;
10 - габаритные фонари;
11 - сигналы поворота;
12 - задние фары;
13 - фары рабочего освещения;
14 - освещение кабины;
15 - противотуманные фары;
16 - проблесковый маяк;
17 - отопитель кабины;
18, 19 - передний, задний стеклоочиститель;
20 - зарядка аккумуляторных батарей;
21 - счетчик моточасов;
22 - выключатель “массы”;
23 - пуск двигателя;
24 - насосный агрегат;
25 - нагрев топлива предпускового подогревателя двигателя;
26 - подача топлива в горелку предпускового подогревателя;
27 - свеча зажигания подогревателя;
28 - аварийный сигнал;
29 - давление в гидротрансформаторе;
30 - давление в магистрали управления коробкой передач;
31 - температура в гидротрансформаторе;
32 - засоренность воздушного фильтра;
33 - вентилятор кабины