Виды и периодичность технического обслуживания В-138
Для поддержания погрузчика в состоянии технической готовности к работе, предупреждения неисправностей и преждевременного износа деталей установлены приведенные ниже виды и периодичность плановых технических обслуживаний.
- Ежесменное техническое обслуживание обслуживание (ЕТО) - каждую смену или через каждые 10 моточасов.
- Первое техническое обслуживание (ТО-1) - через каждые 125 моточасов.
- Второе техническое обслуживание (ТО-2) - через каждые 500 моточасов.
- Сезонное техническое обслуживание (СТО) - при переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему сезонам эксплуатации, когда устанавливается температура окружающего воздуха соответственно не ниже или не выше +5 °C.
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации - см. подраздел 8.5.
Допускаются отклонения фактической периодичности от установленной для ТО-1 и ТО-2 на 10%.
Ежесменное техническое обслуживание можно проводить на месте работы силового модуля, ТО-1 и ТО-2 - в закрытом помещении или на специальной площадке, защищенной от пыли и осадков.
Сезонное техническое обслуживание проводить только в закрытом помещении.
О проведении технического обслуживания (за исключением ЕТО) в Формуляр машины должна быть внесена соответствующая запись.
Виды, периодичность и перечень работ технического обслуживания двигателя изложены в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Перед началом регламентных работ следует строго придерживаться следующих рекомендаций:
- очистить машину от грязи образовавшейся в процессе эксплуатации;
- не допускать проведения длительных ремонтных работ в запыленном помещении;
- не допускать засорения внутренних частей гидропривода;
- заправлять гидросистему качественными рабочими жидкостями только тех марок, которые указаны в настоящем руководстве, в Паспорте "Передача гидромеханическая" У35.615-00.000-03 ПС и в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Перечень ГСМ для В-138
Наименование составной части | Обозначение ГСМ | Периодичность способов смены (пополнения) ГСМ | Поз. точек заправки на Рис. 8.1 | Кол. точек заправки |
Бак топливной системы | Дизельное топливо ГОСТ 305-82: Л-0,2-40; Л-0,5-40 (при температуре 0°С и выше); 3-0,2 минус 35; 3-0,5 минус 35 (при температуре минус 20С и выше) 3-0,2 минус 45; 3-0,5 минус 45(при температуре минус 30С и выше) А-0,2; А-0,4 (при температуре минус 50С и выше) | Ежесменно доливать | 1 | 1 |
Радиатор системы охлаждения и разогрева двигателя | Охлаждающая жидкость ТУ 6-57-48-91: ТОСОЛ-А40М при температуре выше минус 40°С) ТОСОЛ-А65М (при температуре выше минус 65°С) | Ежесменно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости доводить его до нормы: 15...25 мм выше торцев охлаждающих трубок радиатора. Замена один раз в 2 года. | 2 | 1 |
Маслоналивная горловина, поддон двигателя ЯМЗ-236М2 | Масло моторное М-10Г2к ГОСТ 6561-78 (при температуре 5°С и выше) М-8-Г2к, М-8-В ГОСТ 8581-78 (при температуре минус 15°С и выше) М-бз/ЮВ ГОСТ 10541-78 (всесезонное) | Ежесменно проверять уровень и при необходимости долить. Замена через 500 моточасов. | 3 | 1 |
Муфта опережения впрыска топлива | Масло применяемое для двигателя | Проверить уровень масла через 500 ч работы | 4 | 1 |
Бак гидравлической системы | Масло гидравлическое МГ-32-Б ГОСТ 17479.3-85 | Ежесменно проверять уровень масла, при необходимости долить. Заменить масло через 3500 - 4000 ч работы, не реже одного раза в два года. | 5 | 1 |
Редуктор привода насосов | Масло трансмиссионное ГОСТ 23652-79: ТАп-15В (при температуре минус 30°С и выше) ТСп-10 (при температуре минус 45°С и выше) | Через 125 часов проверить уровень масла, при необходимости долить. Замена через 1000 часов, но не более чем через 1 год. | 6 | 1 |
Подшипники промежуточной опоры карданом передачи | Масло трансмиссионное ТЭп-15 ГОСТ 23652-79 | Через 125 часов проверить уровень и при необходимости долить. Замена через 1000 часов | 7 | 1 |
Шарниры крепления стрелы с ковшом, коромыслом и рамой | Смазка графитная УСсА ГОСТ 3333-80 | Шприцевать через 500 ч работы | 8 | 6 |
Шарниры крепления гидроцилиндров рабочего оборудования | Солидол С ГОСТ 4366-076, ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | То же | 9 | 8 |
Шарниры крепления тяг рабочего оборудования | То же | То же | 10 | 4 |
Картеры главных передач мостов | Масло трансмиссионное ГОСТ 23652-79: ТЭп-15 ГОСТ 23652 -79 (при температуре минус 30°С и выше) ТСп-10 (при температуре минус 45°С и выше) | Через 125 ч работы проверить уровень масла, при необходимости долить до уровня контрольной пробки. Заменить через 1000 ч работы или при сезонном обслуживании. | 12 | 2 |
Колесные передачи | То же | Через 125 ч работы проверить уровень масла, при необходимости долить до уровня. Контрольная пробка в нижнем положении. Заменить через 1000 ч работы, отвернув сливной болт в нижнем положении. | 13 | 4 |
Полости и шлицы карданных валов | Смазка графитная УСсА ГОСТ 3333-80 | Смазать шлицы и шприцевать в полость через 1000 часов | 14 | 4 |
Подшипники крестовин карданной передачи | Смазка 158 ТУ 38.101320-77 | Через каждые 500 моточасов (ТО-2) шприцевать. Для крестовин без масленок - замена при разборке | 16 | 8 |
Шарниры сочлененой рамы | Солидол С ГОСТ 4366-76, ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Шприцевать через 500 ч работы | 15 | 2 |
Шарниры гидроцилиндров поворота | То же | То же | 17 | 4 |
Картер гидромеханической передачи | Масло гидравлическое "А" ТУ 38-101.1282-89 (при температуре минус 40°С и выше), МГТ ТУ 38.1011103-87 (при температуре минус 50°С и выше) | Через 125 ч работы проверить уровень масла, при необходимости долить. И через каждые 1000 ч. Уровень должен быть в пределах 50-80 мм ниже оси выходного вала гидромеханической передачи | 18 | 1 |
Оси подвески заднего моста | Солидол С ГОСТ 4366-76, ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Шприцевать через 500 ч работы | 19 | 2 |
Предохранитель против замерзания системы привода тормозов | Спирт этиловый ГОСТ 17299-78 | Замена еженедельно при температуре ниже + 5°С | 20 | 1 |
Подшипник шкива натяжного устройства ремня компрессора | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | Шприцевать через 500 ч работы. | 21 | 1 |
Перечень эквивалентных горюче-смазочных материалов для В-138
Наименование смазочного материала | Допускаемые заменители | |
Отечественные смазочные материалы | Зарубежные смазочные материалы | |
Масло гидравлическое | ||
ВМГЗ (SAE 15W) ТУ 38101479-86 | МГ-22-А (SAE 20) ТУ 38-1011232-89 | "Shell Tellus Oil Т15" (SAE 15W) "Mobil DTE 15" (SAE 15W) |
"A" (SAE 15W)ТУ 38.101.1282-89 | МГТ (SAE 20) ТУ 38.1011103-87 | |
МГЕ-46В (SAE 20W/20) ТУ 38001347-83 | МГ-22-Б (SAE 20) ТУ 38-011258-89 | "Mobil DTE 25" (SAE 20W/20) |
Масло трансмиссионное | ||
ТАП-15В (SAE 80W/90) ГОСТ 23652-79 | ТАД-17И (SAE 85W/90) ГОСТ 63060-83 | "Shell Spirax EP 90" "Shell Dentax 90" |
ТСп-10 (SAE 85W/90) ГОСТ 23652-79 | ТЭп-15 (SAE 85W/90) ГОСТ 23652-79 | "Mobilube GX-90" "Shell Spirax HD 90" |
ТСп-15К (SAE 80W/90) ГОСТ 23652-79 | "Велс Транс - 5" (SAE 85/W90) APIGL-5 | "Mobil GX-90" |
Масло моторное | ||
М-10Г2к (SAE 30) ГОСТ 8581-78 | М-10В2 (SAE 30) ГОСТ 8581-78 | "Shell Rotella TX30" (SAE 30) "Mobiloil Super" (SAE 30) |
М-8Г2к (SAE 20W/20) ГОСТ 8581-78 | М-10Г2 (SAE 30) ГОСТ 8581-78 | "Mobil Delvac 1200" "Shell Rotella Oil" (SAE 20w/20) |
М-8В (SAE 20W/20) ГОСТ 10541-78 М-бз/ЮВ (SAE 15W/30) ГОСТ 10541-78 | М-8Г2 (SAE 20) ГОСТ 8581-78 | "Mobil Delvac Oil 1120" |
Пластичные смазки | ||
Литол-24 ГОСТ 21150-75 | ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | "Mobiluxe - 2" "Mobiluxe - 3" "Shell Alvania R2" |
Смазка графитная УСсА ГОСТ 3333-80 | То же | "Shell Barbatia 4" "Mobil Graphited 3" |
Солидол С ГОСТ 4366-76 | Солидол Ж ГОСТ 1033-79 | "Mobilgrease AA-2" "Shell Unedo -3" |
Смазка 158 ТУ 38.101320-77 | ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | "Shell RetinaxC" |
Охлаждающая жидкость | ||
ТОСОЛ-А40М, ТОСОЛ-А65М, ТУ 6-57-48-91 | ОЖ-40 "Лена", ОЖ-65 "Лена" ТУ 113-07-02-88 | SAE 78R3 (AGIP) |
Перечень работ по техническому обслуживанию В-138
Перечень работ по техническому обслуживанию двигателя см. в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Содержание работ | Технические требования | Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения работ | Оперативная трудоемкость, мин |
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) | |||
Очистить машину от грязи | При необходимости | Лопата, скребок, ветошь | — |
Осмотреть крепление составных частей, в том числе: крепление к раме двигателя, ГМП, мостов и кабины; крепление колес | Наличие крепежных деталей на составных частях обязательно, шайбы должны быть плотно обжаты | Внешний осмотр | 9 |
Проверить состояние: - шин и удалить застрявшие предметы; | Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Наличие застрявших острых предметов не допускается. Шины выбраковываются при порезах с нарушением корда или износе грунтозацепов | Внешний осмотр. Ломик | 1 |
- ножей отвала. При предельном износе ножа переустановить его или заменить | См. пункт 8.6.10. Не допускается износ ножей до лобового листа отвала | Ключи 24,30 | |
Проверить герметичность систем: топливной, смазки, охлаждения и разогрева двигателя, привода тормозов и гидросистемы погрузчика; герметичность ГМП | На поверхностях сборочных единиц и деталей допускаются небольшие потемнения от масел (без каплеотделения). Падение давления в системе привода тормозов не более 0,015 МПа (0,15 кгс/см²) за 15 мин при неработающем двигателе | Внешний осмотр. Для устранения неисправностей использовать комплект ЗИП | 2,2 |
Проверить наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости в двигателе, рабочей жидкости в баке гидросистемы, а при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °C - наличие спирта в предохранителе против замерзания | Запрещается выезд, если мерные линейки показывают нижний уровень в баках. При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °C - замена спирта еженедельно | Чистое ведро, заправочное устройство, ветошь и эксплуатационные материалы, указанные в подразделах 6.1 и 8.2 | 6 |
Слить конденсат из ресиверов системы привода тормозов | Держать сливные краники открытыми до исчезновения конденсата в струе воздуха | 0,6 | |
Проверить работу двигателя на слух, проверить показания контрольно-измерительных приборов | См. раздел 5 "Эксплуатационные ограничения" | Контрольно-измерительные приборы в кабине | 2,5 |
Первое техническое обслуживание (ТО-1) | |||
Выполнить операции ЕТО | 21,3 | ||
Вымыть машину | Давление струи горячей воды должно быть 0,4-0,6 МПа (4-6 кгс/см²) | Моечное оборудование | 36 |
Смазать согласно подразделу 8.2 | Шприцевать до появления смазки из соединений | Шприц Ш-1 | 15,18 |
Проверить давление в шинах | Давление должно быть 0,25-0,3 МПа (2,5-3 кгс/см²) | Контролировать по манометру | 4 |
Подтянуть гайки крепления колес | Момент подтягивания 400-450 Н*м (40-45 кгс*м) | Ключ для затяжки колес, ломик | 3,87 |
Проверить уровень масла в емкостях (картерах) согласно подразделу 8.2, при необходимости долить | Не допускается уровень масла ниже 10-15 мм от контрольного отверстия | Ключи 11,22, воронка, чистое ведро | 59,26 |
Очистить и промыть вентиляционные отверстия сапунов трансмиссии, бака гидросистемы, мостов, привода насосов, пробки топливного бака | Отверстия и сетки должны быть чистыми | Ключ 22, емкость для дизельного топлива | 4,8 |
Слить отстой топлива из топливного бака и фильтра грубой очистки | Слить из бака 2-3 л, а из фильтра 0,1-0,2 л топлива | Ключ 36, емкость для слива топлива | 1,62 |
Проверить уровень электролита в аккумуляторах, а также состояние клемм, вентиляционных отверстий, пробок. Смазать контактные части клемм и наконечники проводов техническим вазелином | Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка | Стеклянная трубка, ключи 14, 17, резиновая груша | 35, 32 |
Отрегулировать колесные тормоза | См. пункт 2.3.4 | ||
Каждое второе ТО-1 дополнительно | |||
Очистить фильтрующий элемент и предочиститель воздушного фильтра для двигателя ЯМЗ-236М2 | См. пункт 8.6.2 | Ключ, компрессорная установка, приспособление для продувки | |
Слить рабочую жидкость из фильтров гидросистемы ГМП и гидросистемы погрузчика, промыть корпуса фильтров, заменить фильтрующие элементы | Ключ, дизельное топливо, фильтрующие элементы | 16 | |
Второе техническое обслуживание (ТО-2) | |||
Выполнить операции ТО-1. Смазать согласно подразделу 8.2 | Шприцевать до выхода смазки из соединений | Линейка, гаечные ключи 17, 19, 36, шприц Ш-1 | 215,55 |
Проверить плотность электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей. При необходимости провести их зарядку | Плотность электролита летом 1,25 г/см³; зимой 1,29 г/см³. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, поставить на зарядку | Ареометр, нагрузочная вилка, резиновые перчатки, электролит, фартук, зарядное устройство | 5,99 |
Каждое второе ТО-2 дополнительно | |||
Заменить масло согласно подразделу 8.2 | Слить масло из редуктора привода насосов, главных передач мостов и колесных передач сразу после работы, пока масло прогрето. Перед заправкой свежего масла в указанные масляные емкости залить дизельное топливо и дать поработать машине 5-6 мин в движении. Дизельное топливо слить и заправить емкости маслом до уровня контрольных отверстий | Ключи 36, 41 | 40 |
Слить масло из ГМП, промыть узлы и детали, проверить состояние и заправить маслом ГМП | См. пункт 8.6.4 | ||
Очистить и промыть колесные тормоза | Снять колодки колесных тормозов, очистить оси и втулки колодок, смазать графитной смазкой УСсА ГОСТ 3333-80. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, необходимо заменить накладки | ||
Сезонное техническое обслуживание (СТО) | |||
Слить масло из гидросистемы | Опустить на грунт рабочее оборудование Отвернуть сливной штуцер гидробака, дать маслу стечь. Очистить штуцер, специальную шайбу и шарик. Установить на место и завернуть штуцер | Ключ для пробки S=" 32 Ключ, дизельное топливо | 30,89 |
Промыть гидробак | Снять пробку заливной горловины гидробака и промыть бак дизельным топливом. Слить дизельное топливо | ||
Слить масло из гидроцилиндров | Снять гидроцилиндры, они есть, и движением штока удалить рабочую жидкость из гидроцилиндров. На насосах отсоединить всасывающий трубопровод и слить масло. Установить гидроцилиндры на место. Восстановить все соединения гидросистемы | 252,9 | |
Заправить гидросистему маслом согласно сезону | Залить масло в гидробак до верхней отметки мерной линейки. Дать поработать машине с пятиразовым доведением поршней всех гидроцилиндров до каждого крайнего положения. Долить масло в гидробак до верхней отметки мерной линейки. Закрыть заливную горловину пробкой | 8,33 | |
Примечание - В районах, где по климатическим условиям преобладающим является один из сезонов эксплуатации (весенне-летний или осенне-зимний), замену масла в гидросистеме проводить через 1000 моточасов при очередном ТО-2. | |||
При переходе к осенне - зимнему сезону эксплуатации | |||
Очистить от нагара свечу зажигания и горелку предпускового подогревателя двигателя | Наличие нагара не допускается | Ключ 27, отвертка плоская, проволочная щетка, ацетон или бензин, сжатый воздух | 15 |
Промыть и при необходимости заменить фильтры электромагнитного клапана и форсунки предпускового подогревателя | Отсоединить от горелки электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем. Вывернуть корпуса фильтров, промыть фильтры в ацетоне или бензине и продуть сжатым воздухом. Установить все на свои места | Ключ, ацетон или бензин, сжатый воздух | |
Проверить работу подогревателя, при необходимости отрегулировать расход топлива | Порядок пуска, отключения и регулирования см. в пункте 2.1.3 "Система охлаждения и разогрева" |
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации В-138
В условиях пустыни следует:
- особое внимание уделять обеспечению герметичности всасывающей системы двигателя;
- через каждые 50 моточасов проверять вентиляционные отверстия сапунов трансмиссии, балансирной тележки, редукторов, топливного бака, гидробака, аккумуляторов;
- заправку машины проводить в защищенных от ветра и пыли условиях (под брезентом, палаткой и т.п.).
В условиях, когда температура окружающего воздуха круглый год выше 0 °C, т.е. нет необходимости пользоваться предпусковым подогревателем двигателя, рекомендуется снять его с машиной, заглушив выходы топливной и водяной систем.
В условиях отрицательной температуры нормальный тепловой режим двигателя следует поддерживать путем установки на капот утеплительного чехла.
Аккумуляторные батареи необходимо поддерживать в заряженном состоянии, не допуская разрядки более чем на 25%. При температуре окружающего воздуха ниже минус 25 °C по окончании работы рекомендуется снять аккумуляторные батареи с машины для хранения их в помещении с температурой не ниже минус 20 °C и, по возможности, не выше 0 °C.
В конце рабочей смены следует слить отстой из топливных фильтров и топливного бака, конденсат из ресиверов, а также полностью заполнить топливный бак топливом.
Содержание операций технического обслуживания (ТО) В-138
ТО топливной системы В-138
Заправку системы следует проводить через заливную горловину топливного бака при помощи заправочного устройства. При заправке системы из ведра топливо заливать через фланель или сукно, располагая их ворсистой стороной к нефильтрованному топливу.
Удаление воздуха из системы происходит через клапан фильтра тонкой очистки при заполнении системы топливом перед пуском двигателя с помощью насоса ручной прокачки топлива. Этот насос является частью топливоподкачивающего насоса, который установлен на топливном насосе высокого давления. Прокачку системы проводить в течение 2-3 мин, отвернув рукоятку насоса ручной прокачки и двигая ее вверх-вниз. Затем рукоятку завернуть до упора.
В случае полного слива топлива из системы или после снятия топливного насоса высокого давления перед прокачкой системы для удаления воздуха необходимо вывернуть пробку (пробки) из головки топливного насоса высокого давления.
Для слива отстоя из топливного бака вывернуть на 2-3 оборота сливной штуцер, размещенный в днище бака. Отстой сливать в емкость в объеме 2-3 л до появления чистой струи топлива.
ТО системы всасывания и выхлопа В-138
Для воздушного фильтра двигателя ЯМЗ-236М2 необходимо проводить техническое обслуживание следующего объема и периодичности:
- на погрузчике, работавшем в условиях нормальной запыленности:
- очистить фильтрующий элемент и предочиститель воздушного фильтра через 250 моточасов;
- очистить корпус воздушного фильтра при сезонном обслуживании;
- на машине, работавшем в условиях повышенной запыленности:
- снять, осмотреть и при необходимости очистить фильтроэлемент и предочиститель через 20-30 моточасов;
- корпус воздушного фильтра очищать с периодичностью в зависимости от степени запыления его внутренней поверхности.
Для осмотра и очистки воздушного фильтра необходимо:
- снять крышку с корпуса фильтра;
- отвернуть гайку крепления фильтроэлемента;
- вынуть фильтроэлемент с предочистителем.
Налет пыли на внутренней поверхности фильтроэлемента является браковочным признаком. Такой фильтроэлемент необходимо заменить. Другие браковочные признаки, а так же содержание работ по очистке фильтроэле-ментов см. в Инструкции по эксплуатации двигателя ЯМЗ-236М2, подраздел "Обслуживание воздушного фильтра".
Очистку предочистителя следует выполнять промывкой в растворе такого же состава, как раствор для промывки фильтроэлементов (см. указания в предыдущем абзаце). После промывки предочиститель высушить. Допускается очищать предочиститель встряхиванием.
Для очистки корпуса воздушного фильтра его необходимо снять с машины, промыть в неэтилированном бензине, дизельном топливе или горячей воде, продуть сжатым воздухом и тщательно просушить.
При сборке воздушного фильтра необходимо:
- перед установкой фильтроэлемента надеть на него предочиститель;
- гайку крепления фильтроэлемента в корпусе затянуть моментом 4-10 Н-м (0,4-1 кгс-м);
- крышку фильтра установить так, чтобы стрелка на крышке была направлена в сторону входного патрубка.
Если корпус фильтра снимался с машины или разбирались другие соединения трассы всасывания, то после ее восстановления необходимо провести проверку герметичности трассы. Сведения по проверке герметичности изложены в Инструкции по эксплуатации двигателя ЯМЗ-236М2, подраздел "Обслуживание воздушного фильтра".
ВНИМАНИЕ! НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ ТРАССЫ ВСАСЫВАНИЯ СОКРАЩАЕТ СРОК СЛУЖБЫ ДВИГАТЕЛЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ.
ТО системы охлаждения и разогрева двигателя В-138
Уровень заправки при заполнении системы водой - нижний край заливной горловины радиатора. При заполнении системы низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, ее заливается на 5-6 % меньше объема воды до уровня на 15-25 мм выше торцов охлаждающих трубок радиатора.
Порядок заполнения системы охлаждения и разогрева двигателя:
- открыть кран отопителя кабины;
- залить охлаждающую жидкость до уровня указанного выше;
- пустить двигатель, через 3-5 мин остановить его и проверить уровень жидкости в радиаторе;
- при необходимости долить до требуемого уровня.
ВНИМАНИЕ! ПРИ СНЯТИИ ПРОБКИ ЗАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ РАДИАТОРА НЕОСТЫВШЕГО ДВИГАТЕЛЯ ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВЫБРОСА ГОРЯЧЕЙ ЖИДКОСТИ.
Понижение уровня в системе охлаждения происходит за счет испарения из антифриза воды, поэтому восстанавливать уровень жидкости необходимо доливкой чистой воды, кроме случаев утечки антифриза. Рекомендуется при сезонном обслуживании проверить плотность охлаждающей жидкости, которая (при температуре 20 °C) должна быть следующей:
- Тосол-А40М: 1,078-1,085 г/см³;
- Тосол-А65М: 1,085-1,095 г/см³;
- ОЖ-40 "Лена": 1,075-1,085 г/см³;
- ОЖ-65 "Лена": 1,085-1,100 г/см³.
ТО гидромеханической передачи В-138
Через 1000 моточасов необходимо проводить изложенные ниже работы по техобслуживанию ГМП.
На прогретой ГМП (см. подраздел 6.2) отвернуть сливную пробку в поддоне и слить масло. Слив из внешней части гидросистемы ГМП - через отсоединенные.трубопроводы. Очистить и установить на место сливную и магнитную пробки.
Снять с ГМП, очистить, промыть в дизельном топливе и продуть сжатым воздухом переходную плиту 3 (Рис. 2.15) с регулятором давления 23, подпорным клапаном 24 и золотниковой коробкой 22, переходную плиту 38 с клапаном смазки 25, сапун 37, фильтрующую сетку 17 и трубопроводы 39 и 6 (Рис. 2.13). Через верхний люк картера и шлицевые пазы корпусов фрикционных муфт проверить щупом суммарный зазор между дисками, который должен быть 2,5-5 мм. При несоответствии фактического зазора указанным значениям муфта подлежит разборке. Первичный вал КП должен свободно проворачиваться рукой за корпус фрикционных муфт. Осевое перемещение первичного вала за корпус фрикционных муфт - не более 0,5 мм.
Установить снятые узлы и детали на место, восстановить все внешние соединения ГМП.
Через заливное отверстие, расположенное под пробкой 40 (Рис. 2.15) в крышке 36 боковой стенки картера КП, залить масло до уровня контрольного отверстия под пробкой 41 (нижнее отверстие в крышке). Верхнее отверстие в крышке не использовать. Пустить двигатель и довести температуру масла ГМП до 40 °C (см. подраздел 6.2).
Проверить уровень масла не позднее 2 мин после остановки двигателя и при нейтральном положении рычага реверса. Долить масло до уровня контрольного отверстия.
ТО карданной передачи В-138
В процессе эксплуатации рекомендуется регулярно проверять степень нагрева подшипников карданных валов. При нагреве выше 70 °C следует выяснить причину и устранить неисправность. При снятии или установке карданного вала не поворачивать его вставленным в шарнир монтажным ломиком во избежание выхода из строя уплотнений шарниров.
При разборке карданного вала необходимо нанести метки совмещения на вилках и валах для последующей сборки. Для обеспечения равномерности вращения карданного вала обе его вилки должны быть расположены в одной плоскости. Нарушение взаимного положения деталей, а также ослабление крепления крышек игольчатых подшипников вызывает вибрацию вала и снижает срок его службы.
ТО колёс и шин В-138
Для безопасности работы и увеличения срока службы колес и шин необходимо соблюдать правила их эксплуатации.
При ежесменном обслуживании следует осматривать шины и колеса, удаляя застрявшие предметы из протектора. Детали колес с трещинами и шины с повреждениями, доходящими до корда или сквозными, к эксплуатации не допускаются. Шины следует предохранять от воздействия топлива и масла, так как это быстро выводит их из строя.
Гайки крепления колес необходимо подтягивать равномерно, крест-накрест.
Для накачки шин отбор воздуха осуществлять через краны слива конденсата из ресиверов погрузчика. В комплекте ЗИП для накачки шин имеется шланг с манометром.
Давление в шинах необходимо контролировать манометром. Отклонение от номинального значения давления приводит к значительному (до 40%) сокращению срока службы шины, а так же к повышенному расходу топлива.
ТО системы привода тормозов В-138
При обслуживании системы привода тормозов погрузчика необходимо следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а слабой утечки - с помощью мыльной эмульсии. Утечки устраняются подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверка герметичности проводится при давлении сжатого воздуха 0,62-0,74 МПа (6,2-7,4 кгс/см²), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в ресиверах при неработающем компрессоре и свободном положении педали тормоза и рукоятки пневмораспределителя не должно превышать 0,03 МПа (0,3 кгс/см²) в течение 30 мин или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами.
При температуре окружающего воздуха ниже +5 °C еженедельно заливать в предохранитель против замерзания 200 г этилового спирта.
Система привода тормозов погрузчика скомплектована из оборудования, которое, за исключением особо оговоренного в данном разделе, не нуждается в специальном обслуживании и регулировке. В случае неисправности разборку оборудования и установление дефектов проводить только в мастерской квалифицированными специалистами.
Обслуживание двухсекционного тормозного крана заключается в периодическом осмотре, очистке его от грязи и проверке на герметичность.
Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи внутрь, на рычажную систему и трущиеся поверхности крана, приводит к выходу крана из строя.
Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях: заторможенном и расторможенном. Негерметичность тормозного крана как в расторможенном, так и в заторможенном положениях при эксплуатации не допускается. При наличии утечек необходимо заменить тормозной кран.
Необходимо следить за состоянием тяг, рычагов и кронштейна, связывающих тормозную педаль с тормозным краном, и периодически очищать их от грязи. Полностью нажатая тормозная педаль не должна доходить до пола. В случае необходимости отрегулировать положение педали, изменяя длину тяги.
ТО гидросистемы В-138
Техническое обслуживание и ремонт гидросистемы погрузчика должен проводить квали-фицированый специалист по ремонту гидропривода.
ВНИМАНИЕ! ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ И РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ НА ГИДРОСИСТЕМЕ СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ.
Перед началом регламентных работ следует строго придерживаться следующих рекомендации:
- очистить машину от грязи образовавшейся в процессе эксплуатации;
- не допускать проведения длительных ремонтных работ в запыленном помещении;
- не допускать засорения внутренних частей гидропривода;
- заправлять гидросистему качественными рабочими жидкостями только тех марок, которые указаны в настоящем руководстве, в Паспорте "Передача гидромеханическая" У35.615-00.000-03 ПС и в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Нормальная работа машины гарантируется при правильном использовании рекомендуемых марок масел согласно карте смазки и своевременной замене фильтрующего элемента.
ТО аккумуляторных батарей В-138
Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты и дистиллированной воды.
Необходимое количество электролита для одной батареи - 12 л.
В зависимости от климатической зоны, в которой работают аккумуляторные батареи, в них заливают различные по плотности электролиты.
Климатическая зона (средняя месячная температура воздуха в январе, °C) | Время года | Плотность электролита, приведенная к 15 °C, г/см³ | |
заливаемого | заряженной батареи | ||
Холодная с климатическими районами: - очень холодным (от -50 до -30) | Зима | 1,29 | 1,31 |
Лето | 1,25 | 1,27 | |
- холодным (от -30 до -15) | Круглый год | 1,27 | 1,29 |
Умеренная (от -15 до -4) | То же | 1,25 | 1,27 |
Жаркая (от -15 до +4; | То же | 1,23 | 1,25 |
Теплая влажная (от +4 до +6) | То же | 1,21 | 1,23 |
При замерах плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролита на 1 °C плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см³, при понижении температуры на 1 °C - увеличивается на 0,0007 г/см³. Исходной считается температура 15 °C.
Не ранее, чем через 20 мин и не позже, чем через 2 ч после залива электролита следует провести контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см³, по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батареи можно эксплуатировать.
Если плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см³, то батареи следует зарядить током 19 А.
При эксплуатации необходимо контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей, чтобы не допускать излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы.
Номинальная емкость одной батареи при 20-ти часовом режиме разряда составляет 190 Ач, при 10-ти часовом режиме разряда - 170 Ач. Разряд батарей ведется до конечного напряжения на выводах:
- 10,2 В - при 10-часовом режиме;
- 10,5 В - при 20-часовом режиме.
Объем серной кислоты плотностью 1,83 г/см³, добавляемо на 1 л воды, л | Плотность электролита, приведенная к 15 °C, г/см³ |
0,245 | 1,210 |
0,280 | 1,230 |
0,310 | 1,250 |
0,335 | 1,265 |
0,345 | 1,270 |
0,385 | 1,290 |
0,650 | 1,400 |
Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в таблицах, на ± 0,01 г/см³. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25 °C в холодной и умеренной зонах и не выше 30 °C в жаркой и теплой влажной зонах. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15 °C.