Система привода тормозов обеспечивает включение рабочих колесных тормозов.
2 - всасывающий коллектор двигателя;
3 - компрессор;
4 - предохранитель против замерзания;
5, 11 - датчики сигнализации давления контуров;
6, 10 - ресиверы;
7 - регулятор давления;
8 - клапан двойной;
9 - указатель давления;
12 - краник слива конденсата;
13 - пневмораспределитель;
15 - двухмагистральный клапан контура I;
16 - датчик включения тормозов передних колес;
17 - датчик включения тормозов задних колес;
18 - двухмагистральный клапан контура II;
19 - тормозной кран
Источником сжатого воздуха на машине является компрессор 3 (Рис. 2.32). Сжатый воздух от компрессора поступает в предохранитель против замерзания 4, ручное включение которого обеспечивает насыщение сжатого воздуха системы парами спирта и предотвращает замерзание конденсата в холодное время года. Затем сжатый воздух поступает в регулятор давления 7, который автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе. После регулятора давления через двойной защитный клапан 8 воздух поступает в раздельные контуры привода тормозов.
Работа пневмопривода тормозов В-138
На погрузчике установлены основной и аварийный приводы тормозов. Привод тормозов состоит из двух независимых контуров.
Контур I рабочего привода тормозов задних колес состоит из ресивера 10 с краником слива конденсата в правом лонжероне рамы, нижней секции двухсекционного тормозного крана 19, двухмагистрального клапана 15 и тормозных камер 14. При падении давления в контуре до 0,45...0,5 МПа (4,5...5 кгс/см²) срабатывает датчик 11, включая в кабине сигнальный индикатор (Н1) данного контура на табло. При срабатывании тормозов включаются фонари "стоп-сигнала” (НЗ,Н4).
Контур II рабочего привода тормозов передних колес состоит из ресивера 6, расположенного в левом лонжероне рамы, верхней секции тормозного крана 19, двухмагистрального клапана 18 и тормозных камер 1. В ресивере установлен краник слива конденсата. При падении давления в ресивере до 0,45...0,5 МПа (4,5...5 кгс/см²) срабатывает датчик 5, включая в кабине сигнальный индикатор (Н2) данного контура на табло.
Аварийный привод тормозов состоит из трехсекционного пневмораспределителя 13, двухмагистральных клапанов 18 и 15 и тормозных камер 1,14.
Расторможенное состояние В-138
Перед началом движения необходимо заполнить систему сжатым воздухом. Наполнение ресиверов контролируется по сигнальным индикаторам.
Индикаторы должны погаснуть при достижении давления 0,5 МПа (5 кгс/см 2), после чего можно начинать движение. Дальнейшее заполнение системы контролируется по манометру. При достижении давления 0,69...0,74 МПа (6,9...7,4 кгс/см²) включается регулятор давления и наполнение системы прекращается. Воздух сбрасывается в атмосферу.
Ресиверы заполнены сжатым воздухом под номинальным давлением. От ресиверов сжатый воздух подведен к секциям тормозного крана и пневмораспределителю.
Торможение погрузчика В-138
Торможение погрузчика с помощью рабочего привода осуществляется нажатием на педаль тормоза. Усилие, прикладываемое машинистом к педали, передается через систему рычагов к тормозному крану. При этом сжатый воздух, подведенный из ресивера к нижней секции тормозного крана, поступает в тормозные камеры, которые через регулировочный рычаг воздействуют на тормоза колес заднего моста. Одновременно из ресивера через верхнюю секцию тормозного крана сжатый воздух поступает в тормозные камеры переднего моста.
При подаче воздуха в тормозную камеру происходит принудительное разведение тормозных колодок, преодолевая усилие стяжной пружины тормозных колодок до полного выбирания зазора между фрикционными накладками и внутренней поверхностью тормозного барабана в колесных тормозах. При растормаживании машинист отпускает педаль тормоза. В тормозном кране обе секции соединяются с атмосферой. Сжатый воздух из тормозных камер через тормозной кран выходит в атмосферу и происходит растормаживание.
Таким образом, при торможении одновременно работают два контура: контур I привода тормозов заднего моста и контур II привода тормозов переднего моста.
При повреждении одного из контуров другой остается работоспособным.
Аварийное торможение В-138
Аварийный привод тормозов используется в случае отказа тормозного крана или привода тормозного крана.
Для аварийного торможения необходимо переместить рукоятку пневмораспределителя на зад. При этом сжатый воздух из ресиверов через пневмораспределитель 13 поступает к двухмагистральным клапанам 15 и 18 и далее к пневмоцилиндрам колесных тормозов переднего и заднего мостов.
При растормаживании машинист отпускает рукоятку пневмораспределителя, она возвращается в исходное положение, при этом тормозные камеры через пневмораспределитель соединяются с атмосферой, происходит растормаживание.
Работа пневмооборудования В-138
Компрессор служит для получения сжатого воздуха с последующей его подачей в ресиверы.
Приводной ремень и натяжное устройство входят в комплект двигателя.
Регулировочные требования к установке компрессора приведены в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Предохранитель против замерзания предназначен для защиты трубопроводов и приборов системы от замерзания.
В качестве рабочей жидкости используется технический этиловый спирт ГОСТ 17299-78.
Этиловый спирт заливается в предохранитель против замерзания в объеме 0,2 л, если температура окружающего воздуха опускается ниже +5° С.
Включение и отключение предохранителя против замерзания проводить изменением положения рукоятки.
Работа регулятора давления В-138
Регулятор давления (Рис. 2.33) с предохранительным клапаном устанавливается в напорной пневмолинии компрессора и предназначен для поддержания в системе давления сжатого воздуха в пределах 0,62...0,74 МПа (6,2...7,4 кгс/см²) путем периодической разгрузки компрессора в атмосферу. Предохранительный клапан в случае отказа регулятора давления обеспечивет перепуск воздуха в атмосферу при достижении в системе давления 1,0...1,3 МПа (10...13 кгс/см²).
2 - фильтр;
3 - пробка канала отбора воздуха;
4 - выпускной клапан;
5 - пружина уравновешивающая;
6 - болт;
7 - следящий поршень;
8, 12 - каналы;
9 - кольцевой канал;
10 - обратный клапан;
11 - впускной клапан;
13 - разгрузочный поршень;
14 - седло разгрузочного клапана;
А - полость под следящим поршнем;
Б - полость под разгрузочным поршнем;
I, III- атмосферные выводы;
II- вывод в систему;
IV - ввод от компрессора
Сжатый воздух от компрессора через ввод IV регулятора, фильтр 2 канал 12 подается в кольцевой канал 9. Через обратный клапан 10 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в ресиверы через двойной защитный клапан. Одновременно по каналу 8 сжатый воздух проходит в полость А под поршень 7, который нагружен уровновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт, а впускной клапан 11 и разгрузочный клапан 1 закрыты. При таком состоянии регулятора система наполняется сжатым воздухом от компрессора. При давлении в полости А, равном 0,74 МПа (7,4 кгс/см²), поршень 7, преодолев усилие пружины 5, поднимается вверх, клапан 4 закрывается, выпускной клапан 11 открывается и сжатый воздух из полости А поступает в полость Б.
Под действием сжатого воздуха разгрузочный поршень 13 перемещается вниз, клапан 1 открывается и сжатый воздух из компрессора через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившимся в полости конденсатом, при этом обратный клапан 10 закрывается. Когда давление в выводе II и полость А понизится до 0,65 МПа (6,5 кгс/см²), поршень 7 под действием пружины 5 перемещается вниз, клапан 11 закрывается, впускной клапан 4 сообщав! полость Б с атмосферой через вывод I. При этом разгрузочный поршень 13 под действиег* пружины закрывается и компрессор вновь нагнетает сжатый воздух в мосистему.
Разгрузочный поршень 13 служит также предохранительным клапаном. При повышении давления в системе до 1,0... 1,3 МПа (10...13 кгс/см²) клапан 1 открывается.
Регулятор регулируется болтом 6, при завертывании которого давление включения повышается, а при отвертывании понижается. Давление срабатывания предохранительного клапана регулируется изменением количества прокладок, установленных под пружиной клапана.
Правильность работы регулятора давления определяется периодическим наблюдением за величиной давления воздуха в процессе работы двигателя по манометру на щитке приборов.
Двойной защитный клапан В-138
Двойной защитный клапан (Рис. 2.34) предназначен для отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в другом контуре.
2 - малый поршень;
3 - корпус;
4, 5 - крышка;
6 - пружина;
7 - большой поршень;
8 - клапан
Двойной защитный клапан состоит из корпуса 3, двух крышек 5 корпуса, большого поршня 7, двух малых поршней 2, двух клапанов 8, двух пробок 1 и пружин большого и малого поршней.
В корпусе имеются три резьбовых отверстия для подсоединения штуцеров системы: отверстие В для подсоединения подводящего штуцера и два отверстия А для подсоединения штуцеров питаемых контуров.
Во внутреннюю цилиндрическую полость корпуса устанавливается большой поршень 7, выполняющий роль золотника, с двумя клапанами 8. Поршень под действием двух пружин 6 при заворачивании крышек 5 занимает нейтральное положение.
Клапаны 8 при установке малых поршней 2 под действием пружин прижимаются к седлам, образуемым торцами поршня.
Малые поршни 2 перемещаются в цилиндрических отверстиях крышек 5. При установке резьбовых пробок 1 в крышки, поршни под действием пружин своими торцами прижимаются к торцам крышек и занимают фиксированное положение. Для регулировки начала срабатывания клапанов при повреждении одного из контуров под пружины подложены регулировочные прокладки.
В пробках 1 предусмотрены отверстия для сообщения полости под малым поршнем с атмосферой при его перемещении.
В исходном положении большой поршень 7 под действием пружин 6 занимает нейтральное положение, клапаны 8 пружины прижаты к седлам, малые поршни 2 под действием пружин прижаты к торцам крышек.
При подаче воздуха от компрессора к входному отверстию В сжатый воздух через отверстие в большом поршне 7 воздействует на клапаны 8, отжимает их от седел до упора в малый поршень 2, сжимает пружину и поступает через выходные отверстия А в ресиверы отдельных контуров.
При повреждении одного из контуров давление в этом контуре падает, большой поршень 7 под действием разности давлений перемещается в сторону поврежденного контура и своим седлом упирается в клапан 8, разобщая при этом отверстие В с поврежденным контуром. Пружина 6 поршня 7 со стороны поврежденного контура сжимается. Клапан второго контура остается открытым и воздух поступает в неповрежденный контур.
Двойной защитный клапан при одном неисправном контуре поддерживает давление сжатого воздуха в исправном контуре в пределах 0,52...0,55 МПа (5,2...5,5 кгс/см²).
При давлении выше 0,55 МПа (5,5 кгс/см²) пружина под действием клапана 8 сжимается, клапан отрывается от седла и часть воздуха уходит в поврежденный контур.
После устранения негерметичности поврежденный контур постепенно заполняется сжатым воздухом, давление в контурах выравнивается, большой поршень 7 под действием сжатой пружины 6 занимает среднее положение и сжатый воздух вновь продолжает поступать от входного отверстия В через выходные отверстия А в ресиверы.
Двухсекционный тормозной кран В-138
Двухсекционный тормозной кран (Рис. 2.35) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочих тормозов погрузчика.
2 - уплотнительное кольцо;
3, 16, 21, 25 - пружина;
4 - винт;
5 - опорная плита;
6 - тарелка пружины;
7 - ось рычага;
8 - верхний клапан;
9 - уравновешивающий элемент;
10 - шток;
11 - рычаг;
12 - уплотнитель;
13 - ролик;
14 - толкатель;
15 - верхний поршень;
17 - верхний корпус;
18 - верхний клапан;
19 - большой поршень;
20 - малый поршень;
22 - опорное кольцо;
23 - выпускное окно;
24 - нижний клапан
Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно, питающиеся от ресиверов раздельных контуров.
Тормозной кран состоит из верхнего 17 и нижнего 1 корпусов, соединенных четырьмя болтами, опорной плиты 5, оси 7 с рычагом 11, верхнего 8 и нижнего 24 клапанов, верхнего 15, большого 19 и малого 20 поршней, уравновешивающего элемента 9, пружин клапанов и пружин поршней, а также уплотнительных колец.
Выводы I и II верхнего и нижнего корпусов соединены с ресиверами, а выводы III и IV через промежуточные пневмоаппараты - с тормозными цилиндрами.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через отверстия в выпускном окне 23 соединяет с атмосферой через выводы III и IV пневматические полости тормозных цилиндров. При этом верхний поршень 15 под действием пружины 16 занимает крайнее верхнее положение, выпускное окно клапана открыто - вывод III сообщен с атмосферой.
Верхний клапан 8 под действием пружины 3 прижат к седлу верхнего корпуса, вывод I разобщен с выводом III.
Большой поршень 19 и малый поршень 20 под действием пружины 21 находятся в крайнем верхнем положении, выпускное окно нижнего клапана 24 открыто, вывод IV сообщен с атмосферой.
Нижний клапан 24 пружиной 25 прижат к седлу нижнего корпуса, вывод II разобщен с выводом IV.
При нажатии на педаль тормоза рычаг 11 поворачивается на своей оси 7, роликом 13 давит на толкатель 14, который через тарелку 6 пружины сжимает уравновешивающий элемент 9 и перемещает верхний поршень 15 вниз.
Поршень, перемещаясь вниз, сжимает пружину 16, закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, и отрывает клапан 8 от от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан поступает к выводу III и далее к колесным тормозам переднего моста до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением воздуха на поршень 15 (следящее действие).
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе III подается в надпоршневое пространство большого поршня 19. Поршень, имеющий большую поверхность, перемещается вниз при небольшом давлении в надпоршневом пространстве, перемещает малый поршень 20, сжимая при этом пружину 21. Малый поршень закрывает выпускное окно, разобщая вывод IV с атмосферой и отрывает клапан 24 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II через открытый клапан поступает к выводу IV и далее к колесным тормозам заднего моста машины. Сжатый воздух, находящийся под поршнями 19 и 20, уравновешивает силу, действующую на поршень 19 сверху, таким образом, что в полости IV устанавливается давление, соответствующее усилию нажатия на рычаг (следящее действие). Размер поршней и пружина 21 подобраны так, что давление в выводах III и IV в зависимости от усилия на рычаге практически одинаково. При промежуточных положениях рычага нижняя секция управляется пневматически.
При крайнем положении рычага или в случае повреждения контура верхней секции верхний поршень, перемещаясь вниз, винтом 4 воздействует на шток 10 малого поршня 20, перемещая его. Малый поршень, в свою очередь, закрывает выпускное окно и открывает клапан 24.
При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 16 перемещается вверх, клапан 8 под действием пружины прижимается к седлу, а поршень, продолжая перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает вывод III с атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого поршня 19 падает, поршни 19 и 20 вследствие разности давлении и воздействия пружины 21 перемещаются вверх, клапан 24 прижимается к седлу, выпускное окно открывается и вывод IV сообщается с атмосферой.
При механическом воздействии на малый поршень 20 оттормаживание нижней секции происходит при снятии усилия на шток 10 аналогичным путем.
Работа пневмораспределителя В-138
Пневмораспределитель предназначен для подачи сжатого воздуха к тормозам при аварийном торможении машины.
Пневмораспределитель имеет три раздельные секции. Две секции используются для аварийного торможения, они управляются одной рукояткой. Секции запитаны от разных ресиверов. Третья секция заглушена.
Пневмораспределитель состоит из корпуса 3 (Рис. 2.36), поддона 1. В каждую секцию входят ограничитель 9, крышка 4, золотник 10, пружины 13 и шарик 14.
2 - прокладка;
3 - корпус;
4 - крышка;
5 - рукоятка;
6 - регулировочный винт;
7 - кронштейн;
8 - ось;
9 - ограничитель;
10 - золотник;
11 - манжета;
12 - гайка;
13 - пружина;
14 - шарик;
15 - заглушка;
16 - болт крепления поддона
Полости В соединяются с ресивером. Полости А - с магистралями, идущими к тормозам. В исходном положении полости А соединены с атмосферой через полый золотник 10 и отверстия в корпусе 3. При перемещении рукоятки 5 золотник 10 перемещается вниз, преодолевая усилие пружины 13, и своим седлом садится на шарик 14, разъединяя полость А с атмосферой.
При дальнейшем перемещении золотника происходит отрыв шарика 14 от седла стакана, полость А соединяется с полостью В и сжатый воздух из ресивера поступает к тормозам.
При снятии усилия с рукоятки 5 золотник 10 под действием пружины 13 перемещается вверх, при этом шарик 14 садится в седло стакана, разъединяя полости В и А. При дальнейшем перемещении седло золотника 10 отходит от шарика 14, при этом полости А соединяются с атмосферой.
Двухмагистральный клапан В-138
Двухмагистральный клапан (Рис. 2.37) предназначен для управления одной магистралью из двух по выбору.
2 - уплотнитель;
3 - крышка;
4 - уплотнительное кольцо
Клапан соединяет рабочий и аварийный приводы тормозов и может управляться либо от тормозного крана, либо от пневмораспределителя аварийного торможения.
Клапан состоит из корпуса 1, крышки корпуса 3, уплотнительного кольца 4 и уплотнителя 2.
Вывод С клапана соединен с полостями цилиндров колесных тормозов, вывод А - с тормозным краном, вывод В - с пневмораспределителем аварийного торможения.
При подводе сжатого воздуха к выводу А уплотнитель прижимается к левому седлу, и воздух проходит к выводу С. При подводе сжатого воздуха к выводу В уплотнитель прижимается к правому седлу, и воздух проходит к выводу С.