На машине установлен четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236М2. Двигатель имеет электростартерную систему пуска.
Сведения по устройству и эксплуатации двигателя изложены в прикладываемой к погрузчику Инструкции по эксплуатации двигателя.
Работа топливной системы В-138
Топливная система состоит из топливного бака 5 (Рис. 2.1), фильтра грубой очистки 11, топливопроводов низкого давления, трубок дренажного слива 2, сливного бачка 8 и составных частей, которые являются принадлежностью двигателя (ручной топливоподкачивающий насос, фильтр тонкой очистки, топливный насос высокого давления).
2 - топливопровод дренажного слива;
3 - топливомерная линейка;
4 - пробка заправочной горловины;
5 - топливный бак;
6 - кран;
7 - топливопровод;
8 - бачок сливной;
9 - краник подогревателя;
10 - предпусковой подогреватель;
11 - фильтр грубой очистки;
12 - фильтр тонкой очистки
Топливный бак 5 скреплен с масляным баком гидросистемы погрузчика и расположен за кабиной и формирует капотное пространство. Топливный бак имеет внутренние перегородки, гасящие энергию колебания топлива. Крепится бак к кронштейнам лонжеронов рамы болтами.
В заливной горловине топливного бака, закрытой пробкой 4, установлен сетчатый фильтр. В днище бака расположен сливной штуцер. Уровень топлива в баке проверяется мерной линейкой 3.
Под днищем бака находится кран 6 топливной системы. Через этот кран по топливопроводу и далее через ряд составных частей топливной системы топливо поступает в цилиндры двигателя.
По топливопроводу 7 происходит подача топлива на предпусковой подогреватель системы охлаждения и разогрева двигателя. Подача топлива на подогреватель открывается краником 9.
При работе двигателя образующаяся в топливном насосе высокого давления топливовоздушная смесь удаляется в топливный бак по трубке слива 2. Удаляемое топливо из форсунок собирается в бачок 8.
Не отраженные здесь сведения по устройству и работе топливной системы в целом и ее составных частей, являющихся принадлежностью двигателя, изложены в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Механизм управления всережимным регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя служит для изменения подачи топлива в цилиндры двигателя.При перемещении машинистом расположенных в кабине педали 1 (Рис. 2.2) или рычага 10, усилие через систему тяг и рычагов передается на головку 5 тяги 6, которая перемещаясь, поворачивает рычаг всережимного регулятора. Поворот этого рычага обеспечивает изменение подачи топлива в цилиндры двигателя.
2 - вилка;
3, 6, 8 - тяги;
4 - вал;
5, 7 - головки тяги;
9 - рычаг;
10 - рычаг подачи топлива;
11 - регулировочный болт;
12 - гайка
Максимальной частоте вращения коленчатого вала соответствует нижнее положение педали (до упора) или верхнее положение рычага 10. При перемещении рычага вниз подача топлива уменьшается. Для остановки двигателя ЯМЗ-236М2 рычаг опускается до упора, при этом связанный с концом рычага тросик поворачивает скобу кулисы всережимного регулятора, что приводит к отключению подачи топлива. Для надежного стопорения рычага 10 в заданном положении служит шарик и пружина, усилие которой регулируется болтом 11.
Регулировочные требования к механизму управления всережимным регулятором:
- угол наклона педали в верхнем положении, которое соответствует минимальной подаче топлива, должен быть 55±2°;
- регулировку угла наклона педали проводить тягами 3 и 6;
- регулировка минимальных оборотов холостого хода двигателя осуществляется с помощью гаек 12 при отпущенной педали и установленном вниз рычаге 10.
Работа системы всасывания и выхлопа В-138
Система всасывания и выхлопа двигателя ЯМЗ-236М2 состоит из воздухозаборной трубы 1 (Рис. 2.3) с колпаком, воздушного фильтра 5, рукава 6, выпускных трубопроводов и глушителя 3. Воздушный фильтр установлен на топливном баке и закреплен двумя хомутами. Глушитель установлен на гидробаке и крепится к нему стяжками.
2 - выхлопная труба;
3 - глушитель;
4 - компенсатор;
5 - воздушный фильтр;
6 - впускной трубопровод;
7 - индикатор засоренности воздухоочистителя
Воздушный фильтр 5 - сухого типа, двухступенчатый. Первичная очистка воздуха происходит в предочистителе воздушного фильтра, где задерживаются крупные частицы пыли. Предочиститель надет на фильтрующий элемент, в котором происходит окончательная очистка воздуха. Фильтрующий элемент состоит из высокопористого гофрированного картона, размещенного в защитных кожухах из перфорированной ленты.
Очищенный фильтрующим элементом воздух по рукаву 6 направляется во впускные коллекторы двигателя.
Работа системы охлаждения и разогрева В-138
Система охлаждения и разогрева служит для принудительного отвода тепла от двигателя и компрессора, разогрева охлаждающей жидкости и масла перед пуском двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 10 °C, подачи разогретой жидкости на отопитель кабины.
Охлаждение двигателя жидкостное, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В систему охлаждения и разогрева двигателя (Рис. 2.4) входят следующие основные составные части: радиатор, предпусковой подогреватель ПЖД-30, состоящий из котла 8 подогревателя и насосного агрегата 9, соединительные рукава и трубы, а также составные части системы, являющиеся принадлежностью двигателя.
2 - пробка заливной горловины водяного радиатора;
3 - компрессор;
4 - трубы подвода верхнего коллектора радиатора;
5, 7 - рукава подвода к отопителю кабины;
6 - труба;
8 - котел подогревателя;
9 - насосный агрегат;
10 - сливной краник;
11 - стяжка
Тепловой режим работы двигателя контролируется по показаниям приборов, регистрирующих температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в системе смазки.
Подача разогретой жидкости для работь отопителя кабины производится по рукаву 5 В теплый период кран на отопителе должен быть закрыт. Отвод жидкости от отопителя осуществляется по рукаву 7.
Заправка системы охлаждения и разогрева производится через заливную горловину радиатора, расположенную под пробкой 2. Слив жидкости происходит при открытии краника 10. Полный слив жидкости из предпускового подогревателя при необходимости проводить через сливные отверстия на котле и насосном агрегате при вывернутых пробках.
При работе машины в условиях отрицательных температур в качестве охлаждающей жидкости необходимо применять только низкозамерзающую охлаждающую жидкость.
Радиатор крепится снизу на двух опорах к двум кронштейнам, приваренным к лонжеронам рамы. Для предотвращения раскачивания радиатора верхняя его часть соединена с двигателем стяжками 11.
В верхний коллектор радиатора происходит подвод охлаждающей жидкости по двум трубам 4, а из нижнего коллектора по трубе отвод охлаждающей жидкости осуществляется с помощью водяного насоса двигателя.
К компрессору проложены рукава подвода и отвода охлаждающей жидкости.
Не отраженные здесь сведения по работе системы охлаждения, а также по устройству и работе ее составных частей, являющихся принадлежностью двигателя, изложены в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Работа предпускового подогревателя ПЖД-30 в В-138
Предпусковой подогреватель ПЖД-30 (подогреватель) служит для подготовки двигателя к пуску при температуре окружающего воздуха ниже минус 10 °C путем разогрева охлаждающей жидкости и масла.
Тип | жидкостный |
Тепловая производительность, ккал/ч | 26000 |
Напряжение питания, В | 24 |
Потребляемая мощность, Вт | 340 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305-82 |
Расход топлива, кг/ч | 4,2 |
Температура выхлопных газов, °C | 500 |
Сила тока, потребляемая свечой, А | 7 |
Воспламенение топливной смеси | Электроискровая свеча СН 423 |
Источник высокого напряжения | ТК 107 |
Электродвигатель насосного агрегата | МЭ252 |
Электромагнитный клапан | ПЖД-30-1015500 |
Производительность жидкостного насоса, л/мин | 30 |
Производительность нагнетателя воздуха, кг/ч | 90 |
Максимальный напор топливного насоса, МПа (кгс/см²) | 1,2(12) |
2 - горелка;
3 - электромагнитный клапан в сборе с электронагревателем топлива и форсункой
Предпусковой подогреватель состоит из следующих основных узлов:
- котла 1 (Рис. 2.5);
- горелки 2;
- электромагнитного клапана 3 в сборе с электронагревателем топлива и форсункой;
- насосного агрегата, включающего в себя электродвигатель 2 (Рис. 2.6), нагнетатель воздуха 3, водяной 4 и топливный 1 насосы;
- источника высокого напряжения и свечи зажигания топлива;
- щитка управления подогревателем.
2 - электродвигатель;
3 - нагнетатель воздуха;
4 - водяной насос;
5 - всасывающий патрубок;
6 - выхлопной патрубок;
7 - дренажная трубка;
8 - свеча;
9 - топливная трубка;
10 - электромагнитный клапан;
11 - нагнетающий топливопровод;
12 - форсунка;
13 - завихритель;
14 - внутренний цилиндр горелки;
15 - наружный цилиндр горелки;
16 - патрубок выхода горячей жидкости;
17 - камера сгорания;
18 - наружная водяная рубашка;
19 - внутренняя водяная рубашка;
20 - газоход;
21 - патрубок подвода воды в котел
I - подвод жидкости;
II - нагнетание жидкости в котел;
III - выхлопные газы;
IV - подвод жидкости от насосного агрегата;
V - нагнетание воздуха в котел;
VI - отвод жидкости в двигатель
Котел - неразборная сварная конструкция, которая состоит из расположенных один в другом четырех цилиндров. Первый (наружный) и второй цилиндры образуют между собой наружную водяную рубашку 18. Пространство между вторым и третьим цилиндрами является обратным газоходом 20. Внутренняя водяная рубашка 19 находится между третьим и четвертым цилиндрами. Пространство внутри четвертого цилиндра является камерой сгорания 17. Для обеспечения надежной циркуляции нагреваемой жидкости наружная и внутренняя водяные рубашки сообщаются через три отверстия диаметром 50 мм, образованных тремя патрубками, проходящими через обратный газоход.
Горелка подогревателя состоит из наружного цилиндра 15, (с приваренными к нему фланцем крепления и крышкой) и внутреннего цилиндра 14. Между крышкой и внутренним цилиндром установлен завихритель первичного воздуха 13, а во внутреннем цилиндре имеются три ряда отверстий для подачи в камеру сгорания вторичного воздуха. Первичный воздух, в основном, только улучшает распыл топлива, нагнетаемого из форсунки, а вторичный - обеспечивает его полное сгорание.
Электромагнитный клапан выполнен в сборе с форсункой и электронагревателем топлива. Клапан служит для включения или отключения подачи топлива к горелке. Электронагреватель топлива нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Форсунка обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива.
2 - улитка;
3 - крыльчатка;
4 - вал электродвигателя;
5 - корпус;
6 - патрубок;
7 - рабочее колесо;
8 - гайка;
9 - винт;
10 - топливный насос
I - подвод жидкости;
II - нагнетание воздуха
Насосный агрегат состоит из крыльчатки 3 (Рис. 2.7) нагнетателя воздуха и рабочего колеса 7 водяного насоса (собранных в одном корпусе), шестеренчатого топливного насоса 10, приводимых в действие электродвигателем. Нагнетатель воздуха и водяной насос крепятся к корпусу электродвигателя со стороны длинного выходного конца вала 4, а топливный насос - с противоположной стороны. В корпусе топливного насоса имеется резьбовое дренажное отверстие для слива топлива, просачивающегося через сальники.
Источник высокого напряжения и свеча зажигания, соединенные высоковольтным проводом, образуют систему электроискрового розжига (Рис. 2.8).2 - свеча зажигания
Управление предпусковым подогревателем - дистанционное, осуществляется со щитка управления подогревателем (Рис. 2.9), размещенным рядом с двигателем справа по ходу погрузчика.
Работа предпускового подогревателя В-138
Охлаждающая жидкость из нижнего коллектора радиатора водяным насосом насосного агрегата подается через патрубок I (Рис. 2.6) в патрубок II и поступает в котел через патрубок IV.
В котле жидкость, попадая через наружную рубашку во внутреннюю, образует два потока, которые омывают камеру сгорания и обратный газоход.
Подача воздуха в горелку осуществляется воздушным нагнетателем через патрубок V.
Топливным насосом насосного агрегата топливо из бака подается к электромагнитному клапану. При закрытом клапане перед пуском подогревателя порция топлива нагревается электронагревателем. При открытом клапане топливо через форсунку под давлением поступает в горелку, где смешивается с нагнетаемым воздухом. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска. Затем свеча отключается и горение поддерживается автоматически. Теплом, получаемым от сгорания топлива, нагревается проходящая двумя потоками через котел охлаждающая жидкость. Через патрубок 16 котла горячая жидкость поступает в рубашку блока цилиндров двигателя. Выхлопные газы от водятся из котла через патрубок III.
Порядок пуска и отключения подогревателя В-138
Для пуска подогревателя необходимо:
- а) проверить наличие низкозамерзающей жидкости в системе охлаждения и разогрева;
- б) проверить наличие топлива в баке, открыть расположенный около насосного агрегата краник подачи топлива к подогревателю и прокачать топливную систему вручную топливоподкачивающим насосом, установленным на топливном насосе высокого давления;
- в) включить выключатель “массы”;
- г) на щитке управления подогревателем (Рис. 2.9) включить электродвигатель насосного агрегата, для чего перевести переключатель 1 в верхнее положение на 10-15 с, затем выключить. Переключатель 2 электромагнитного клапана при этом должен быть все время в нижнем положении, т.е выключен;
- д) нажать кнопку 3 нагревателя топлива и удерживать ее следующее время в зависимости от температуры окружающего воздуха:
- 20 с - до минус 20 °C;
- 30 с - до минус 30 °C;
- 60 с - до минус 40 °C;
- 90 с - до минус 50 °C;
- е) по истечении выше указанного времени перевести переключатели 2 и 1 электромагнитного клапана и насосного агрегата из нижнего положения в верхнее, т.е. включить;
- ж) включить свечу зажигания поворотом ручки выключателя 4 влево в подпружиненное положение и удерживать ее в этом положении до появления характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось;
- и) отпустить ручку выключателя свечи, ручка автоматически возвратится в исходное положение, свеча зажигания выключается. Продолжающийся ровный гул в котле указывает на устойчивую работу подогревателя.
2 - переключатель электромагнитного клапана;
3 - кнопка нагревателя топлива;
4 - выключатель свечи зажигания
Если после включения свечи зажигания подогреватель не начал работать в течение 20-30 с, то необходимо:
- отпустить ручку выключателя свечи;
- отключить подогреватель (см. ниже);
- через 1 мин повторить пуск по п. г) - и).
Если после двух попыток подогреватель пустить не удается, то необходимо найти и устранить неисправность.
Продолжительность работы подогревателя, необходимая для разогрева двигателя, зависит от температуры окружающего воздуха.
Для отключения подогревателя необходимо:
- перевести переключатель 2 электромагнитного клапана в нижнее положение. Происходит продувка камеры сгорания и газохода. Это делается для удаления остатков продуктов сгорания и исключения возможного хлопка газов при следующем пуске;
- через 15-20 с после выше указанного выключить электродвигатель насосного агрегата, переведя переключатель 1 в нижнее положение;
- закрыть краник подачи топлива к подогревателю.
Регулирование предпускового подогревателя В-138
Нормальная работа предпускового подогревателя характеризуется равномерным гулом при горении в котле и голубоватому цвету выхлопных газов. Выхлоп должен быть без дыма и пламени. В противном случае требуется регулировка подогревателя, которая проводится винтом 10 (Рис. 2.10) редукционного клапана шестеренного топливного насоса.
2 - корпус;
3 - болт;
4 - проставка;
5 - крышка;
6 - ведомый валик;
7 - ведущий валик;
8 - колпачковая гайка;
9 - контргайка;
10 - регулировочный винт;
11 - штуцер;
12 - шарик
Для этого необходимо:
- отвернуть колпачковую гайку 8 на топливном насосе насосного агрегата;
- ослабить контргайку 9 регулировочного винта;
- поворачивая регулировочный винт 10 по часовой стрелке (подача топлива увеличивается) или поотив (подача топлива уменьшается), отрегулировать нормальную работу подогревателя.
Регулировку подачи топлива следует проводить при температурах не выше минус 5 °C.
Порядок пользования предпусковым подогревателем В-138
Предпусковым подогревателем рекомендуется пользоваться при температурах окружающего воздуха ниже минус 10 °C. В целях эффективного разогрева двигателя рекомендуется следующий порядок выполнения работ:
- включить в работу подогреватель и довести температуру охлаждающей жидкости до 70 °C;
- выключить подогреватель и дать теплу распределяться по картеру и поддону двигателя;
- при понижении температуры охлаждающей жидкости до 50-60 °C вновь включить в работу подогреватель и довести температуру до 80-85 °C;
- выключить подогреватель и закрыть кран подачи топлива к подогревателю.
Меры безопасности предпускового подогревателя В-138
- Ввод в работу предпускового подогревателя и пуск двигателя возможны только при наличии достаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Нарушение этого требования может привести к прогоранию котла, появлению трещин в гильзах цилиндров и головке блока и т. д.
- Не допускать замасливания мест вблизи выхлопного патрубка котла подогревателя для предотвращения загорания.
- Недопустима совместная работа подогревателя и двигателя, т.к. потоки охлаждающей жидкости при их работе имеют встречное направление. Во избежание выхода из строя узлов системы охлаждения и разогрева двигателя необходимо вначале остановить работу подогревателя, только после этого запустить двигатель.
- Не допускается отлучаться от машины во время работы подогревателя. При появлении пламени или дыма в выхлопных газах немедленно отключить подогреватель.
Работа системы смазки В-138
Система смазки двигателя предназначена для непрерывной подачи масла к парам трения, отвода от них тепла и удаления продуктов из носа.
Система смазки смешанного типа выполнена по принципу “мокрого” картера, в которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - разбрызгиванием.
При работе двигателя одна секция масляного насоса в двигателе затягивает масло через заборник из поддона и нагнетает его через фильтр тонкой очистки в полости коленчатого вала и далее к шатунным группам, топливному насосу, фильтру центробежной очистки. Другая секция подает масло в радиатор. Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается шатунно-поршневой группой и сливается в поддон. Из фильтра центробежной очистки масло также сливается в поддон по наружным трубкам, являющимися принадлежностью двигателя.
В систему смазки погрузчика входят только рукава подсоединения радиатора и рукав подвода масла в компрессор. Другие составные части системы являются принадлежностью двигателя, сведения по устройству и работе которых изложены в Инструкции по эксплуатации двигателя.