Работа сцепления осуществляется следующим образом:
- крутящий момент от двигателя передается на диск редуктора привода гидронасосов и от него через сухари диска на сжатый пакет дисков сцепления;
- ведомые диски передают крутящий момент на зубчатый барабан и через муфту карданного вала и карданный вал к первичному валу коробки передач;
- при выключении сцепления муфта выключения отодвигается в сторону тормозка. Происходит нажатие на концы рычагов 5, которые через призмы и гайки воздействуют на болты 6 и оттягивают нажимной диск 10. Ведомые диски получают возможность свободно проворачиваться относительно ведущих дисков. Передача крутящего момента прекращается;
- в сцеплении для затормаживания ведомого вала при переключении передач имеется специальный тормозок 27, которым необходимо правильно пользоваться. При переключении передач с низшей на высшую для выравнивания линейных скоростей шестерен на ведущем и ведомых валах необходимо затормозить ведущий вал коробки передач. При этом следует плавно выжать педаль сцепления до тех пор, пока не почувствуется возрастание усилия на педали, выключить передачу, затем дожать педаль сцепления до конца (при этом происходит притормаживание первичного вала коробки передач) и включить высшую передачу;
- при переключении передач с высшей на низшую действие тормозка сказывается отрицательно. Для того чтобы не происходило торможения первичного вала коробки передач, необходимо при выключении сцепления педаль отжимать не до конца, а до того момента, пока не почувствуется резкое возрастание усилия на педаль. При этом сцепление выключается, а тормозок в работу еще не вступает;
- для более четкого переключения с высшей передачи на низшую следует ведомый вал сцепления "разогнать" перегазовкой. Для этого надо выключить сцепление и рычаг механизма переключения передач поставить в нейтральное положение, отпустить педаль сцепления, увеличить обороты двигателя, вновь выжать педаль сцепления и перевести рычаг механизма переключения передач на низшую передачу.
Особенности разборки сцепления
Сцепление с выжимным хомутом вынимается из своего картера при снятии редуктора привода гидронасосов вместе с ним. Перед отсоединением корпуса редуктора привода гидронасосов от картера сцепления необходимо снять крышку 32 (рис. 2.17), отсоединить шланг и освободить тягу 31 (рис. 2.18) сервомеханизма от выжимного хомута.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ПОЛНОЙ РАЗБОРКЕ СЦЕПЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ОСОБУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ, ДЕМОНТИРУЯ ФЛАНЕЦ 20 (рис. 2.17).
Прежде чем отвернуть все болты крепления фланца, необходимо вместо трех болтов, крепящих фланец, завернуть три шпильки M12x143, расположенных равномерно по окружности.
Навернув до упора на шпильки гайки, вывернуть остальные болты крепления фланца и после этого постепенно и равномерно отворачивать гайки шпилек. В противном случае при отворачивании последних болтов под действием сжатых пружин может произойти обрыв болтов, что может привести к несчастному случаю.
Регулировка сцепления заключается в установке равномерного зазора 0...0,2мм между рычагами 5 и муфтой 2, а также зазора 21 мм между тормозком 27 и муфтой 2. Регулировка этих размеров производится совместно с регулировкой сервомеханизма.