Коробка передач (рис. 2.20 и 2.21) с постоянным зацеплением шестерен, реверсивная, т.е. обеспечивает на любой передаче движение вперед и назад, двухрежимная (рабочий и транспортный режимы), трехскоростная (всего шесть передач).
Коробка передач состоит из картера и крышки, совместно обработанных и, следовательно, раздельно не применяемых, соединенных шпильками. Первичный вал 8 (рис. 2.21) установлен на двух подшипниках, один из которых установлен в картере, другой в крышке.
На первичном валу установлены ведущие шестерни 3,5,7 соответственно третьей, второй, первой передач, имеющие зубчатые венцы, а также паразитная шестерня реверса 1.
Все шестерни установлены на шарикоподшипниках 10. Между шестернями первой и второй передач, а также у шестерни третьей передачи установлены внутренние муфты 2 и 6, жестко закрепленные на шлицах вала.
На шлицах внутренних муфт 2 и 6 установлены наружные муфты 31. Во внутренних муфтах имеются четыре цилиндрических отверстия, в которых устанавливаются подпружиненные фиксаторы 32.
Фиксаторы своей конической поверхностью упираются в конические канавки наружных муфт и обеспечивают их фиксацию в нейтральном положении.
Наружные муфты имеют с торцов конические выборки на зубьях. В эти выборки попадают фиксаторы при включении той или иной передачи.
Первичный вал имеет канал 27 для подвода смазки к подшипникам и ряд радиальных отверстий, соответственно под каждую пару подшипников первой, второй и третьей передач.
Первичный вал через зубчатый фланец 9 соединен с карданным валом сцепления. Второй конец первичного вала закрыт крышкой 27 (рис. 2.20), имеющий подвод смазки.
Вал реверса 12 (рис. 2.21) установлен на двух роликовых подшипниках. Ведомые шестерни 1, 15 и 16 соответственно первой, второй и третьей передач установлены жестко на этом валу с помощью призматических шпонок. Все эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями на первичном валу.
Шестерни 17 и 26 установлены на валу реверса на подшипниках. Между ними расположены муфты, аналогичные муфтам на первичном валу. Передача вращения через шестерню 17 обеспечивает движение автогрейдера вперед, а через шестерню 26 назад, так она находится в постоянном зацеплении с шестерней 1 на первичном валу, а та в свою очередь - с шестерней 25 на промежуточном валу.
Вал реверса имеет осевое отверстие и ряд радиальных отверстий для подвода смазки к шарикоподшипникам, на которых установлены шестерни. Подшипники, на которых вращается вал реверса, закрыты крышками, имеющими подвод смазки. Промежуточный вал 18 установлен на двух подшипниках.
На валу жестко установлены три шестерни. Шестерня 19, обеспечивающая пониженную передачу (рабочий режим), установлена на валу на призматической шпонке.
Шестерня 20, обеспечивающая повышенную передачу (транспортный режим), установлена на валу также на призматической шпонке. Шестерня 25 установлена на шлицах вала и находится в постоянном зацеплении с паразитной шестерней 1.
Шестерня 20 находится в постоянном зацеплении с шестерней 17 на валу реверса и одновременно с шестерней на валу мультипликатора.
Промежуточный вал закрыт крышками. Выходной вал 21 установлен на двух роликовых подшипниках. На валу установлены две шестерни 22 и 24, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями на промежуточном валу. Эти шестерни установлены на шарикоподшипниках 10. Между шестернями на шлицах установлена зубчатая муфта 23, имеющая внутренние шлицы и наружные зубья. Шлицевая часть вала имеет четыре цилиндрических отверстия, в которых установлены подпружиненные фиксаторы, унифицированные с фиксаторами на первичном валу.
Соосно с валом мультипликатора установлена вал-шестерня 38, которая имеет наружные зубья, служащие для включения привода переднего моста. Включение осуществляется через такие же муфты, как и на первичном валу реверса. Внутренняя муфта установлена на шлицах вала мультипликатора.
Опорами вала-шестерни с одной стороны служит игольчатый подшипник 37, а с другой - шарикоподшипник 10, внутренняя обойма которого опирается на вал шестерню 38 привода переднего моста. На валу мультипликатора установлена зубчатая муфта, через которую происходит соединение вала с валом раздаточного редуктора. Подшипники корпуса коробки передач устанавливаются в специальные стаканы и крышки. Это предотвращает износ отверстия под подшипник в картере и крышке и обеспечивает лучшую ремонтоспособность корпусных деталей.
На верхней части картера коробки передач установлен механизм переключения передач и реверса (рис. 2.22). Он состоит из корпуса 5, закрепленного на картере коробки передач, в котором размещены три валика переключения передач и реверса.
Два валика 10, 20 одинаковы и служат направляющими для вилок 12 и 19 переключения первой, второй и третьей передач. Валик 16 служит направляющей для вилки 24 переключения реверса. На концах вилок установлены специальные сухарики 23, которые входят в кольцевые пазы наружных муфт.
Все выше перечисленные вилки закреплены на валиках цанговым зажимом. Валики 10,20 шарнирно соединены с рычагами 8 и 22, имеющими общую ось 6, закрепленную на корпусе механизма переключения передач. Концы рычагов имеют прямоугольные пазы, в которые заходит конец рычага переключения передач 1. Рычаг переключения передач шарнирно закреплен на корпусе механизма переключения передач. Вилка 24 реверса имеет паз, в который входит рычаг 33, закрепленный на валике. Валик устанавливается в крышке, закрепленной на обработанной поверхности корпуса 5. На другом конце валика закреплен рычаг 30 реверса.
Для предотвращения самопроизвольного включения передач и реверса коробки передач имеется механизм принудительной блокировки, который состоит из трех фиксаторов 21, грех пружин 36; фиксаторы перекрыты каликами 34, имеющими отверстия для входа в них хвостиков фиксатора. Валики 34 соединяются между собой с помощью паза и шипа, который входит в этот паз.
На концах валика 8 (рис. 2.20) приварен рычаг. Валик 8 установлен в крышке У, закрепленной на корпусе 5 (рис. 2.22), а валик 34 - в крышке. Валик 8 (рис. 2.20) с рычагом шарнирно соединен с тягой 9, а та в свою очередь с рычагом 10, приваренным к валику.
Этот валик установлен в кронштейне 11, закрепленном на картере коробки передач. На конце валика посредством сегментной шпонки установлен двуплечий рычаг 6 механизма управления сцеплением. Фиксаторы 21 (рис. 2.22) сферическими концами входят в пазы, которые имеются на валиках переключения передач и реверса. Каждый валик имеет три паза, соответствующие нейтральному и двум включенным положениям.
Для включения повышенной или пониженной передачи служит механизм включения мультипликатора. Он состоит из крышки 15, прикрепленной к картеру коробки передач слева по ходу автогрейдера, вилки 13 с сухариками 23, шарнирно соединенной с рычагом 14,закрепленным на валике 16, который свободно установлен в крышке 15. На конце валика укреплен рычаг 17, который соединяется с тягой механизма управления коробкой передач.
Включение (отключение) привода переднего моста осуществляется с помощью вилки 21 (рис. 2.20) с сухариками, закрепленной на валике. Валик установлен в крышке 24 и может свободно передвигаться в осевом направлении.
Вилка 21 имеет прямоугольный паз, в который вставляется сферический конец рычага 23, закрепленного на валике 22, который свободно установлен в крышке 17, прикрепленной к крышке картера коробки передач слева по ходу автогрейдера. На конце валика закреплен рычаг 23, шарнирно соединенный с тягой механизма управления коробкой передач.
При работе коробки передач крутящий момент от двигателя через соединительную муфту редуктора привода насосов и сцепления передается на первичный вал 8 (рис. 2.21). Через муфты включения 2 и 6 момент передается на одну из шестерен 3, 5 и 7 в зависимости от включенной передачи. Включение соответствующей передачи производится машинистом с помощью рычага 1 (рис. 2.22). Этот рычаг нижним концом воздействует на один из двуплечих рычагов 8 и 22. Рычаг 8 включает через валик 10 и вилку 12 первую и вторую передачи, а рычаг 22 - третью передачу. Крутящий момент с первичного вала через ведущую и ведомую шестерню соответствующей передачи передается на вал реверса 12 (рис. 2.21). Передвижением наружной муфты в сторону шестерни 17 происходит включение передачи, соответствующей движению автогрейдера вперед, а включение шестерни 26 движению назад. Передвижение наружной муфты происходит под воздействием вилки 24 (рис. 2.22). С вала реверса крутящий момент передается на промежуточный вал 18 (рис. 2.21), оттуда передастся на шестерни 22 и 24 в зависимости от того, какая из них включена. При включении шестерни 22 происходит увеличение крутящего момента на выходном валу 21, а при включении шестерни 24 - понижение крутящего момента и соответственно увеличение или уменьшение скорости движения автогрейдера.
Как уже было сказано, валик вилок переключения первой, второй, третьей передач и валик вилки реверса заблокированы.
В исходном положении валики 10 и 20 (рис. 2.22) установлены таким образом, что отверстия под фиксаторы расположены под углом к оси фиксаторов 21, поэтому они не могут быть выдавлены вверх из конусных канавок валиков переключения, чем и предотвращается самопроизвольное выключение передач.
При переключении передач сцепление выключается, разъединяя двигатель и трансмиссию, облегчая переключение передач. При нажатии на педаль сцепления происходит поворот двуплечего рычага 11 (рис. 2.19), который жестко связан с валиком. Валик через рычаг 10 (рис. 2.20) и тягу 9 поворачивает упомянутые валики до такого положения, когда оси их отверстий совпадут с осями фиксаторов. Только при таком их положении обеспечивается переключение передач.