Система всасывания и выхлопа (рис. 2.2) состоит из воздухоочистителя 6, воздухозаборной трубы 4, эжектора 3, глушителя 2. индикатора засоренности 5 и соединительных трубопроводов.
Турбокомпрессор двигателя приводится во вращение энергией выхлопных газов двигателя, поступающих по трубопроводам 9. Турбокомпрессор осуществляет прокачку атмосферного воздуха через воздухоочиститель и подает под давлением очищенный от пыли воздух в цилиндры двигателя.
У двигателя ЯМЗ-240Г турбокомпрессор отсутствует.
Воздухоочиститель 6 соединен с воздухозаборной трубой 4 в один блок и установлен на капоте автогрейдера.
Воздухоочиститель имеет две ступени очистки. Первичная очистка воздуха происходит в первой ступени с помощью матерчатых фильтров, где задерживаются крупные частицы пыли, которые затем за счет разрежения, создаваемого эжектором выхлопной трубы, отсасываются по трубопроводу 7 и через эжектор, в котором частично сгорают, вместе с выхлопными газами уносятся в атмосферу.
Очищенный матерчатыми фильтрами воздух попадает во вторую ступень очистки, где проходит окончательную фильтрацию в кассетах из высокопористого картона, а затем по трубопроводу направляется в цилиндры двигателя.
Засоренность воздухоочистителя 6 контролируется индикатором засоренности 5.
Сигнальным устройством индикатора является находящийся внутри него барабан, часть боковой поверхности которого выполнена красной. При достижении предельно допустимой засоренности воздухоочистителя барабан автоматически поворачивается красной частью к окну индикатора. Появление красного цвета в окне индикатора указывает на необходимость обслуживания матерчатых фильтров первой ступени воздухоочистки.
После обслуживания матерчатых фильтров необходимо вернуть барабан в исходное (рабочее) положение. Для этого размещенный в верхней части индикатора диск повернуть до упора по имеющейся стрелке и отпустить.
Если вскоре после очистки матерчатых фильтров в окне индикатора вновь появляется красный цвет, то необходимо провести обслуживание кассет второй ступени воздухоочистки.