Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами рабочих тормозов автогрейдера.
Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно, питающиеся от ресиверов раздельных контуров.
Тормозной кран состоит из верхнего 17 (рис. 2.38) и нижнего 1 корпусов, соединенных четырьмя болтами, опорной плиты 5, оси 7 с рычагом 11, верхнего 8 и нижнего 24 клапанов, верхнего 15, большого 19 и малого 20 поршней, уравновешивающего элемента 9, пружин клапанов и пружин поршней, а также уплотнительных колец.
Выводы I и II верхнего и нижнего корпусов соединены с ресивером, а выводы III и IV через промежуточные пневмоаппараты - с тормозными цилиндрами.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через отверстия в выпускном окне 23 соединяет с атмосферой через выводы III и IV пневматические полости тормозных цилиндров. При этом верхний поршень 15 под действием пружины 16 занимает крайнее верхнее положение, выпускное окно клапана открыто - вывод III сообщен с атмосферой.
Верхний клапан 8 под действием пружины 3 прижат к седлу верхнего корпуса, вывод I разобщен с выводом III.
Большой поршень 19 и малый поршень 20 под действием пружины 21 находятся в крайнем верхнем положении, выпускное окно нижнего клапана 24 открыто, вывод IV сообщен с атмосферой.
Нижний клапан 24 пружиной 25 прижат к седлу нижнего корпуса, вывод II разобщен с выводом IV.
При нажатии на педаль тормоза рычаг 11 поворачивается на своей оси 7, роликом 13 давит на толкатель 14, который через тарелку 6 пружины сжимает уравновешивающий элемент 9 и перемещает верхний поршень 15 вниз.
Поршень, перемещаясь вниз, сжимает пружину 16, закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, и отрывает клапан 8 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан поступает к выводу III и далее к колесным тормозам заднего моста автогрейдера до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением воздуха на поршень 15 (следящее действие).
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе III подается в надпоршневое пространство большого поршня 19. Поршень, имеющий большую поверхность, перемещается вниз при небольшом давлении в надпоршневом пространстве, перемещает малый поршень 20, сжимая при этом пружину 21. Малый поршень закрывает выпускное окно, разобщая вывод IV с атмосферой, и отрывает клапан 24 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II через открытый клапан, поступает к выводу IV и далее к колесным тормозам среднего моста автогрейдера. Сжатый воздух, находящийся под поршнями 19 и 20, уравновешивает силу, действующую на поршень 19 сверху таким образом, что в полости IV устанавливается давление, соответствующее усилию нажатия на рычаг (следящее действие). Размер поршней и пружина 21 подобраны так, что давление в выводах III и IV в зависимости от усилия на рычаге практически одинаково. При промежуточных положениях рычага нижняя секция управляется пневматически.
При крайнем положении рычага или в случае повреждения контура верхней секции верхний поршень, перемещаясь вниз, винтом 4 воздействует на шток 10 малого поршня 20, перемещая его. Малый поршень, в свою очередь, закрывает выпускное окно и открывает клапан 24.
При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 16 перемещается вверх, клапан 8 под действием пружины прижимается к седлу, а поршень, продолжая перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает вывод III с атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого поршня 19 падает, поршни 19 и 20 вследствие разности давлений и воздействия пружины 21 перемещаются вверх, клапан 24 прижимается к седлу, выпускное окно открывается, и вывод IV сообщается с атмосферой.
При механическом воздействии на малый поршень 20 оттормаживание нижней секции происходит при снятии усилия на штоке 10 аналогичным путем.