ЧСДМ завод-производитель
"СТОЛЛЬ В. Г. и Ко", механический завод, ныне ЗАО "Челябинский завод дорожных машин имени Д. В. Колющенко" - одно из первых промышленных предприятий Челябинска. Основан в 1898 на базе торгового склада земледельческих машин и орудий воронежской фирмы "Столль В. Г. и Ко", основателем которой был В. Г. Столль – выходец из служилого дворянства Прибалтики.
В 1896 Акционерному обществу принадлежали открытые в Воронеже механический и трубочный заводы, производившие артиллерийские снаряды, нефтяные двигатели, паровые машины, котлы, чугунное и медное литье, земледельческие машины и орудия, оборудование маслобойных, сахарных и других заводов и мельниц.
Правление товарищества в составе Л. Б. Немировского, А. Е. Малкина, В. К. Келер, М. А. Шестакова, М. С. Залтукина, А. М. Слезнина находилось в Петрограде. Основной капитал составлял 3 миллиона рублей. Товарищество имело множество отделений и складов на Урале, в Сибири и Казахстане (в Акмолинске, Атбасаре, Актюбинске, Ташкенте, Хабаровске, Челябинске и других городах).
С превращением Челябинска в крупный железнодорожный узел и ростом его торгового значимости для сельскохозяйственных районов страны фирма в 1898 основала на базе склада для реализации готовой продукции Челябинский механический завод по сборке и ремонту плугов – на то время первый и единственный завод такого профиля на Урале и в Сибири. Первой продукцией завода был конный однолемешный плуг англо-болгарского типа.
В 1899 был построен механический цех, и выпуск плугов увеличился до 100 штук.
В 1901 общая стоимость завода равнялась 53 682 рублей. Заводские помещения состояли "из кирпичного одноэтажного здания длиною 35 саженей при ширине 17 аршин, с паровым и котельным отделениями, из двух складов для материала и орудий, деревянных, крытых железом, длиной в общей сложности 115 аршин при ширине в 15 аршин, сторожевого дома в две комнаты и хозяйственных служб". В конце 19 века здесь работали 114 человек.
В годы Первой мировой войны на заводе было организовано производство снарядов, патронов, гранат. Количество работающих выросло до 500 человек. Огромный урон производству нанесла Гражданская война, завод был почти полностью разрушен. Общая сумма ущерба составила 35 тысяч рублей золотом.
В сентябре 1919 предприятие было частично восстановлено.
В 1920 объем выпускаемой продукции составил 1880 конных плугов и 300 молотилок.
15 ноября 1922 предприятие было присвоено имя Д. В. Колющенко.
На Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 продукция колющенцев (плуги и молотилки) была удостоена Диплома 2-й степени.
В 1925 завод стал одним из ведущих в стране производителей конных плугов (10 000 плугов в год).
Реконструкция предприятия, проведенная в 1920–30-е годы, в результате которой были расширены производственные площади, обновлено оборудование, введены в строй ремонтно-инструментальный, чугунолитейный и сталеплавильный цехи, позволила перейти на выпуск тракторных плугов.
В 1932 создан более экономичный и производительный 4-корпусный плуг марки К-412, который потом постоянно совершенствовался. В 1933–37 было произведено 150 000 плугов различных марок, более 10 000 культиваторов, 8000 сцепок. С первых дней Великой Отечественной войны завод начал выпускать военную продукцию: 120-мм мины, 152-мм артиллерийские снаряды, 250-кг фугасы, реактивные снаряды РС-152. Совместно со специалистами московского завода "Компрессор", эвакуированного в Челябинск, колющенцами было освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13 (легендарной "Катюши").
С конца 1940-х годов на предприятии начато производство автогрейдеров: серийный выпуск машины Д-144, разработанной под руководством С.З. Бречко, продолжался до 1966.
В 1946 завод был передан Министерству строительного и дорожного машиностроения и перепрофилирован на выпуск дорожной техники (бульдозеров, скреперов, рыхлителей, автогрейдеров), для чего были переоборудованы старые и построены новые цехи: металлоконструкций, литейный, механосборочный, обрубной с окрасочным отделением и другие. Первой дорожной машиной был бульдозер Д-157.
В 1947 на заводе началось производство скреперов; в 1949 здесь был создан первый прицепной скрепер отечественной конструкции, а в конце 1950-х – первый самоходный скрепер.
В 1950-х годах началось изготовление легкого, среднего и тяжелого автогрейдеров, конструкция которых разработана под руководством главного конструктора С.М. Тарасова.
В 1951 началось производство бульдозера Д-271, разработанного конструкторами завода.
В 1957 автогрейдер тяжелого типа Д-395 был удостоен Большой золотой медали и Диплома Всемирной выставки в Брюсселе.
В 1960-х годах его сменили бульдозеры с накатным и гидравлическим управлением для трактора Т-100. Позднее из заводских цехов стали выходить более мощные машины на базе тракторов Т-130, Т-200, Т-330, ДЭТ-250. Бюро навесного оборудования конструкторского отдела предприятия разработало более 70 различных модификаций бульдозеров.
За период с середины 1960-х до середины 1980-х годов продукция завода трижды обновлялась; более чем вдвое возросла ее номенклатура. Колющинске дорожные машины поставлялись более чем в 50 стран мира. Успешное выполнение правительственных заданий по выпуску дорожной техники в 1965 отмечено орденом Ленина.
В этот период завод вел обширное собственное строительство: возводил жилье для работников предприятия, объекты социально-бытового назначения, среди которых Дворец культуры, стадион, водный стадион на озере Смолино, детские сады, пионерский лагерь, профилакторий и многое другое.
Созданный в 1970-х годах творческим коллективом конструкторов и рабочих тяжелый автогрейдер ДЗ-98 с двигателем мощностью 250 лошадиных сил был удостоен Золотой медали ВДНХ СССР. Кроме этих машин на заводе производились и производятся рыхлители почвы, кусторезы, корчеватели, колесные погрузчики, предметы народного потребления.
К середине 1980-х годов было выпущено около 300 000 бульдозеров на тракторах различной мощности.
В 1980-х годах колющенцами освоено производство скрепера ДЗ-77-1, снабженного автоматической системой управления.
В 1980-х годах предприятие стало испытывать трудности в связи с тем, что значительная часть оборудования исчерпала ресурс.
Экономический кризис 1990-х годов усугубил положение. За минувшие десятилетия многие прежние позиции завода утрачены, в том числе и на мировом рынке. Однако и ныне продолжается работа по созданию новых машин. Среди последних разработок заводских конструкторов гусеничный бульдозер с гидростатической передачей ДЗ-240 и внедорожный самосвал ВДС-16 грузоподъемностью 16 тонн.
В 2001 вошел во всероссийский холдинг "РусПромАвто".
В настоящее время завод серийно выпускает спецтехнику: тяжелый автогрейдер ДЗ-98, фронтальные погрузчики В-125, В-138, В-160, ТО-40. Бульдозер среднего класса ТС-10 "Добрыня" с немецкой гидростатикой Bosch Rexroth, является принципиально новой машиной.
Завод также продает запасные части, сменное рабочее оборудование и производит ремонт техники.