Сервомеханизм сцепления ДЗ-98

 

Сервомеханизм сцепления (рис. 2.18) служит для снижения усилия на педали при управлении сцеплением, т.е. его установка улучшает условия работы машиниста.

Сервомеханизм сцепления ДЗ-98
Рис. 2.18 Сервомеханизм сцепления
1 - рычаг; 2 - корпус; 3 - поршень; 4 - пружина; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - клапан; 7 - крышка корпуса сервомеханизма; 8 - втулка клапана; 9 - поджимное кольцо манжеты; 10 - стержень клапана; 11 - пружина клапана; 12 - шток; 13 - пробка штоки, 14 - стопорное кольцо; 15 - пыльник; 16 - манжета; 17 - крышка пыльника; 18 - ограничительная пластина; 19 - регулировочные прокладки; 20 - шарик; 21 - пробка, закрывающая отверстие для замера давления в рабочей полости сервомеханизма; 22-золотник, 23 - пробка каналов золотника; 24 - ролик нажимного рычага; 25 - валик; 26.30 - втулки, 27 - упорное кольцо; 28 - манжета; 29 - шаровая гайка; 31 - тяга; 32-пробка; I - подвод, II - слив

Сервомеханизм состоит из корпуса 2, прикрепленного к привалочной плоскости картера сцепления справа по ходу автогрейдера. В корпусе установлен подвижно поршень 3 в цилиндрическое отверстие которого усыновлена пружина 4. Вторым концом пружина упирается в клапан 6. установленный подвижно во втулке крышки 7. Клапан верхней части имеет цилиндрическую направляющую, на которую установлен шток 12. Пружина одной стороной упирается в заплечники клапана 6, другой в шток 12. Шток удерживается в исходном положении кольцом 14. установленным в выточку клапана 6. В отверстие клапана вставлена пружина 11. Верхним концом пружина упирается в пробку 13 ввёрнутую в шток, нижним концом в стержень 10 Шарик 20 является перепускным клапаном. Крышка 7, в которую устанавливается втулка, прикреплена к корпусу в верхней части болтом. Уплотнение штока 12 осуществляется манжетой 16 и пыльником 15. Под торец пружины 11 подложены регулировочные прокладки 19. Этими прокладками устанавливается размер примерно 3,6мм. Замер производится, когда пробка 13 не ввернута. Корпус сервомеханизма имеет сквозное цилиндрическое отверстие, в которое вставлен золотник 22. Золотник предназначен для деления потока масла, поступающего от насоса, на два потока, питающих гидросистему двух независимо работающих механизмов (сервомеханизма и рулевого механизма). Один из потоков поступает в надпоршневое пространство сервомеханизма, другой - по специальному штуцеру к распределителю рулевого механизма автогрейдера.

Отверстие в корпусе золотника закрыто пробками 23. Поршень 3 опирается на ролик 74, установленный на оси рычага 1. Рычаг 1 жестко закреплен на валике 25. На конце валика 25 на шпонке жестко закрепляется рычаг, который шарнирно через специальный палец соединен с тягой 31. На резьбовую часть тяги навернута шаровая гайка 29 и контргайка. Своей сферой гайка заходит в сферическое гнездо хомута сцепления.

Конструкция сервомеханизма обеспечивает выключение сцепления с небольшим усилием. В случае отказа гидросистемы или при неработающем двигателе усилие на педали достигает 700 Н (70 кг/с).

При работе автогрейдера, когда сцепление включено, шток 12 сервомеханизма находится в исходном положении (крайнее верхнее положение). Рабочая жидкость от насоса НШ-50 через золотник поступает в надпоршневое пространство сервомеханизма, а затем по сквозным отверстиям поршня 3 в нижнюю полость и оттуда по трубопроводу сливается в бак. При этом разность давлений в этих полостях незначительная, поэтому поршень 3 находится в исходном положении.

При нажатии на педаль сцепления усилие через систему рычагов и тяг передается на шток 12 и клапан 6, которые одновременно перемещаются вниз, причем конусная часть клапана 6 стремится перекрыть сквозные отверстия поршня 3, т.е. разобщить надпоршневую и нижнюю полости, что ведет к возрастанию давления рабочей жидкости в надпоршневой полости. Под действием разности давлений, возникшей в надпоршневой и нижней полостях, поршень 3 начинает перемещаться вниз и, воздействуя на ролик 24, заставляет поворачиваться рычаг 1 на определенный угол. Рычаг 1 жестко связан с рычагом, который в свою очередь посредством тяги 31 и шаровой гайки 29 воздействует на хомут 28 муфты выключения сцепления (рис. 2.17), заставляя его перемещаться вместе с муфтой выключения, которая через отжимные рычаги 5 размыкает пакет дисков сцепления. В момент размыкания дисков давление в надпоршневой полости сервомеханизма достигает 1,6 МПа (16 кгс/см²).

При дальнейшем нажатии на педаль сцепления, когда нужно затормозить ведомый вал сцепления, происходит перемещение штока 12 относительно клапана 6 (рис 2.18). Пружины сжимаются, действуют на клапан 6, что ведет к резкому возрастанию давления в надпоршневой полости до 3,8 МПа (38 кгс/см²) и, следовательно, к возрастанию усилия на выжимном хомуте и торможению ведомого вала сцепления с помощью тормозка.

При давлении в надпоршневой полости выше 3,8 МПа (38 кгс/см²) отжимается шарик 20 и рабочая жидкость перепускается на слив через отверстия втулки крышки 7.

При снятии ноги с педали сцепления шток 12 и клапан 6 под действием пружин 11 и 4 возвращаются в исходное положение, освобождая сквозные отверстия в поршне 3, в результате чего давление в надпоршневой и нижней полостях выравнивается. Так же в исходное положение под действием усилия пружин сцепления возвращается рычажная система.




+7-995-476-56-57
sale@chsdm-parts.ru